Не нужно далеко ходить!

| статьи | печать

В последнее время, когда связь со всемирной паутиной есть почти в каждом офисе, продажа товаров через Интернет приобрела особую популярность. Такой способ торговли удобен как для продавцов, так и для покупателей.

 

Продавцу заниматься интернет-торговлей выгодно по многим причинам.
Во-первых, не нужно тратить деньги на аренду торгового зала, достаточно иметь лишь небольшой офис и склад, где будут храниться продаваемые товары. В обычных магазинах на складах хранится почти весь ассортимент товара, и при снижении спроса магазин может потерять вложенные в товар средства. На склад интернет-магазина товар можно поставлять по мере поступления заказов на него: нет опасности, что товар залежится и места на складе нужно значительно меньше.

Во-вторых, чтобы найти потенциальных покупателей, достаточно разместить рекламу в Интернете, раскрутиться.

Покупателям для получения необходимых товаров не нужно даже выходить из офиса или из дома: просто, сидя за компьютером, найти необходимый продукт и расплатиться с привезшим его курьером. А это существенная экономия времени.

Через Интернет чаще покупают товары, которые не нужно пробовать или мерить, например: книги, компакт-диски, билеты, товары для дома и пр. Тогда как продукты питания, парфюмерная продукция и одежда пользуются меньшим спросом.

 

Правовые основы интернет-торговли

 

Основные нормативные акты, которые регулируют интернет-торговлю, — это глава 30 ГК РФ и Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Продажа товаров через Интернет относится к такой разновидности торговли, как торговля по образцам (ст. 497 ГК РФ). Правила продажи товаров по образцам утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.97 № 918 (далее — Правила).

Согласно п. 2 Правил продажа товаров по образцам — это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными на фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров.

Торговля по образцам, в нашем случае интернет-торговля, имеет несколько отличий от обычной торговли в магазине. Например, продавец обязан предложить свои услуги по доставке товара, а в случае необходимости по его подключению и настройке.

В соответствии с п. 25 Правил доставка товара должна осуществляться в согласованный сторонами срок, но не позднее трех календарных дней с момента оплаты и оформления покупки. Нарушение продавцом этих сроков влечет имущественную ответственность за просрочку выполнения услуги.

Если покупатель и продавец находятся в разных населенных пунктах, срок доставки увеличивается и оговаривается сторонами дополнительно.

В организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемой продукции. Обычно это небольшой офис, в котором демонстрируются образцы продаваемых через Интернет товаров.

Создавая интернет-магазин, следует иметь в виду, что покупатель вправе в любой момент отменить свой заказ. Также он может вернуть товар в течение недели с момента его получения (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Возврат товара может быть осуществлен покупателем так же, как и при обычной розничной торговле: при нарушении продавцом условий о количестве, об ассортименте, в случае продажи товара ненадлежащего качества, без упаковки или в испорченной упаковке (глава 30 ГК РФ).

Розничная торговля, в том числе торговля посредством сети Интернет, лицензии не требует (Закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Однако для продажи некоторых видов товаров (например, алкогольной продукции, лекарств) лицензия все же необходима.

Разрешение на торговлю при продаже товаров через Интернет получать не требуется.

 

СПРАВКА

 

В Москве данные о торговой деятельности можно внести в Единую систему информационного обеспечения потребительского рынка в районной управе. Однако законодательство не обязывает так поступать. Поэтому никакая ответственность за неуведомление управы организации не грозит.

 

Требования к офису компании

 

Одним из основных нормативных актов, которому должны следовать все юридические лица при организации своей деятельности, является Закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Офис, в котором располагается руководство компании, является производственным помещением, несмотря на то что фактически в нем ничего не производится.

Такие требования к офису, как температура воздуха и влажность, указаны в Санитарных правилах и нормах — СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (Постановление Госкомсанэпидемнадзора РФ от 01.10.96 № 21).

Требования по гигиене труда установлены в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005).

О требованиях к пожарной безопасности офиса сказано в Законе от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также в Правилах пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Последний документ определяет общие правила пожарной безопасности, а также специальные правила для различных видов предприятий, учреждений и организаций.

В организации должна быть разработана инструкция по пожарной безопасности. План эвакуации людей из здания необходимо вывесить на видное место.

При несоблюдении требований пожарной безопасности пожарная инспекция может оштрафовать организацию на сумму от 10 до 20 тыс. руб. (ст. 20.4 КоАП РФ).

 

Оформление образцов товара

 

Образцы продаваемого товара выставляются не только на сайте в Интернете, но и в офисе компании.

На образце товара обязательно должна содержаться информация о нем:

·        наименование технического регламента или иное установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

·        сведения об основных потребительских свойствах товара;

·        цена в рублях и условия приобретения товара;

·        гарантийный срок, если он установлен;

·        правила и условия эффективного и безопасного использования;

·        срок службы или срок годности товаров;

·        адрес и наименование изготовителя

и другие данные, перечисленные в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».

В случае если в офис интернет-магазина приходят покупатели, чтобы ознакомиться с товарами, на представленных образцах также должны быть ценники.

Оформляя ценник, следует придерживаться порядка, указанного в Письме Комитета РФ по торговле от 13.03.95 № 1-304/32-2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары».

При изменении цены это должно быть зафиксировано не только на ценнике, но и в реестре цен. Реестр должен быть подписан руководителем организации.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Ценники на все виды реализуемых товаров должны быть заверены подписью материально ответственного лица или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен.

 

Документооборот и кассовые чеки

 

Розничная торговля через Интернет отличается от магазинной только тем, что покупатель может отказаться от заказа или в течение семи дней вернуть товар.

Продавец, как и при обычной розничной торговле, обязан соблюдать Закон «О защите прав потребителей». В частности, на сайте компании должна быть размещена вся информация о предлагаемых товарах (ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»).

При покупке через интернет-магазин покупатель делает заказ, а оплачивает его при доставке товара курьером. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» при расчетах наличными денежными средствами обязательно применять ККТ. Осуществить требование закона при торговле через Интернет можно двумя способами:

·        приобрести портативный кассовый аппарат, вручить курьеру и обязать его пробивать чек непосредственно при передаче товара покупателю. Налоговики настаивают именно на таком варианте (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 20.08.2003 № 29-12/45660);

·        кассовый чек пробивать на контрольно-кассовой машине, установленной в офисе интернет-магазина, а потом передавать его курьеру вместе с товаром.

При этом могут возникнуть сложности, если клиент откажется от покупки, ведь чек уже пробит. Тогда выбитый чек нужно привезти в офис компании в этот же день, чтобы не образовалась недостача в кассе. В противном случае чек следует аннулировать. Если аннулированный чек не отразить в кассовой книге, данные действия будут являться нарушением порядка ведения кассовых операций (неоприходование в кассу денежной наличности). Штраф для юридического лица за такое нарушение составляет от 40 до 50 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

 

В заключение хочется отметить, что создание интернет-магазина — это мощный способ продвижения товара (работ, услуг) на потребительском рынке. Поэтому с каждым днем количество таких магазинов увеличивается, ведь спрос на покупки, которые можно сделать, не выходя из дома или офиса, у населения растет.