Судьба реформ решится в регионах

13,2% составили темпы роста в строительстве, которое лидирует среди других отраслей экономики
| статьи | печать

Российская экономика демонстрирует к концу уходящего года завидные показатели роста. Глава страны даже вспомнил о подзабытом лозунге удвоения ВВП, а руководитель МЭРТ заговорил о новой ступени развития экономики. К сожалению, анализ составляющих экономического роста показывает, что его качество пока ухудшается.

Рост валового внутреннего продукта в текущем году, по оценке Минэкономразвития, должен составить 6,8% (против 6,4% по прогнозу), а эксперты Всемирного банка придерживаются еще более оптимистичного мнения и называют большую цифру — 7 процентных пунктов.

Отрадно, что большинство параметров социально-экономического развития в конце нынешнего года приходится пересматривать в сторону увеличения. Причем делать эту приятную процедуру правительственным и независимым аналитикам приходится на фоне ухудшения ценовых условий международного рынка углеводородов.

Сокращение цен на нефть во второй половине 2006 г. вызвало понижение оценки средней годовой цены нефти, сделанной МЭРТ, до 61,2 долл. за баррель, что почти на 4 долл. ниже первоначального прогноза.

А объем экспорта нефти в уходящем году оценивается на уровне 254 млн т, что ниже первоначальной оценки на 1 млн. Но не всегда сокращение экспорта углеводородов означает ухудшение экономической динамики. Просто в 2006 г. вырос размер нефтепереработки — до 218 млн т против прогнозируемых ранее 217 млн.

Показатель добычи газа в нынешнем году также увеличился с запланированных 646 млрд куб. м до 655 млрд, а его экспорт — с 200 млрд куб. м до 202,5 млрд.

В целом же экспорт товаров в 2006 г. будет на 7 млрд долл. меньше, чем прогнозировал МЭРТ в начале года, поскольку здесь оказало влияние снижение цен на нефть. Зато темп роста физических объемов поставок за рубеж скорректирован в большую сторону — до 105% по сравнению с запланированными 102 процентными пунктами.

Импорт товаров в текущем году, по уточненной оценке, составит 162,4 млрд долл., что на 2,2 млрд больше предварительных данных. Расширение физических объемов импорта оценивается на уровне 124,5% против 118,4% в 2005 г. В основном это связано с увеличением ввоза потребительских изделий.

Сравнение темпов роста по основным секторам экономики (см. табл.) показывает, что в нынешнем году появился новый лидер роста — строительство, которое продемонстрировало увеличение объемов на 13,2%. Девелоперы потеснили прошлогоднего чемпиона — розничную торговлю, которая переместилась на второе место с 12,5% роста. А вместе эти две отрасли обеспечили почти половину увеличения ВВП.

Вполне возможно, что столичный мэр Юрий Лужков был прав, когда утверждал, что строительство может стать катализатором российского экономического роста, подобно автомобилестроению в США после Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Во всяком случае на сегодняшний день строительство остается почти единственной надеждой на успешное развитие высокотехнологичных отраслей.

Ведь индекс промышленного производства в целом за 10 месяцев составил 104,3% против прогнозируемых МЭРТ в начале года 104,7 процентного пункта. В результате уточненная оценка на конец 2006 г. составляет 104,6%.

Среди обрабатывающих отраслей по вполне понятным причинам более высокую, чем прогнозировалось, динамику роста показало производство строительных материалов, кроме того, металлургический комплекс (10,2%), выпуск нефтепродуктов (6) и полиграфическая промышленность (6,8%).

Однако эти позитивные параметры не смогли компенсировать замедление роста в других обрабатывающих отраслях. Их общий уровень потянули вниз производство электротехнической продукции (–1,5%), выпуск машин и оборудования (0,5), химическая промышленность (1,2%). В результате в целом самый важный для качества роста сегмент экономики на 1 процентный пункт снизил показатель своей динамики по сравнению с 2006 г. (4,7% в нынешнем году против 5,7% в 2005 г.).

Понятно, что преодолеть негативную тенденцию можно за счет увеличения инвестиций и создания благоприятного климата для их освоения.

Рост вложений в основной капитал в 2006 г. оценивается на уровне 13,2%, что на 2,2% превышает первоначальный прогноз и на 2,5% — уровень прошлого года. Но удивляться снижению динамики обрабатывающих отраслей не приходится: туда направляется 17,5 процентного пункта от общего объема инвестиций в основной капитал.

Главные капиталовложения достаются инфраструктурным отраслям (транспорту, включая трубопроводы, а также связи — 26%) и добыче полезных ископаемых (19,1%).

Заграница в этом деле вряд ли нам поможет: в структуре прямых иностранных инвестиций львиную долю занимает добыча полезных ископаемых (43,3%), а на обрабатывающие производства приходится 18,2%.

И никаких кардинальных изменений в наступающем году не предвидится.

Добиться перелома в качестве экономического роста Правительство надеется за счет целой линейки инструментов экономической политики, которые вскоре начнут оказывать реальное влияние на российскую экономику.

Государственная корпорация развития с уставным капиталом 70 млрд руб., Инвестиционный фонд в размере 69 млрд, Российская венчурная компания, куда держава вложит 15 млрд, особые экономические зоны, на обустройство которых запланированы 8 млрд, все они начнут работать в полный рост именно в следующем году.

Практически для всех приоритетных сегментов экономики — космической промышленности, авиапрома, атомной отрасли, ИТ-сектора, нанотехнологий — и многих других государство разработало Стратегии развития и определило меры бюджетной поддержки.

Значительная часть федеральных целевых программ ориентирована на стимулирование инновационных отраслей. Только на финансирование проектов, ответственность за которые несут Минобрнауки и Минпромэнерго, предусмотрены ассигнования свыше 30 млрд руб.

По сути, наступающий год должен показать эффективность современной экономической политики, на которую государство уже не жалеет денег, а общество ждет реальной отдачи.

По мнению многих независимых аналитиков, в частности Всемирного банка, успешное развитие инновационных отраслей зависит не только от промышленной политики, но и в не меньшей степени от институциональных преобразований (защиты прав собственности, судебной реформы, обеспечения свободной конкуренции и снижения административных барьеров). Многие из этих структурных реформ сейчас буксуют в нашей стране, что вызывает обеспокоенность за судьбу тех огромных бюджетных средств, которые расходуются на диверсификацию экономики.

Среди стран, добившихся успехов в инновационном развитии, нам ближе всего опыт Китая, где институциональные преобразования тоже не доведены до конца. Однако наши восточные соседи сумели провести реформу государственной вертикали и создать впечатляющую сеть неформальных институтов.

Региональные и местные администрации получили значительную долю налоговых платежей, что создало финансовую базу для проведения реформ на их территориях. Но и спрашивают с них за результаты работы, что называется, по полной программе и центральные власти, и жители областей.

Аналогичного мнения придерживаются некоторые отечественные эксперты, в частности член Совета Федерации Виктор Бушмин. Регионам нужна налоговая база, которая позволит им финансировать местные инновационные проекты и, что особенно важно, стимулировать создание благоприятного делового климата в субъектах Федерации.

Россия слишком велика и разнородна, чтобы можно было эффективно управлять страной только из Москвы. Формирование адекватной среды для свободного предпринимательства и внедрения новаций будет зависеть от деятельности государственных чиновников на региональном и местном уровне. Именно здесь и определится судьба экономических реформ нынешнего Правительства.