Лети с приветом, вернись с ответом

Учет расходов
| статьи | печать

В настоящее время многие фирмы по почте рассылают информацию о своей деятельности с целью продвижения на рынке своих товаров (работ, услуг). Можно ли отнести на расходы возникающие при этом затраты, исчисляя налог на прибыль? Об этом и пойдет речь.

 

Ситуация. Фирма приобретает у почтового отделения за безналичный расчет марки и конверты, а также брошюры, изготовляемые сторонней организацией. Эти брошюры с информацией о предлагаемой продукции без указания цен вкладываются в нефирменный конверт и отправляются по почте организациям, выбранным по справочникам. Можно ли в настоящее время затраты по приобретению марок, конвертов и брошюр относить на расходы в целях обложения налогом на прибыль? Можно ли было относить такие затраты на расходы в 2005 году?

 

Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 указанной статьи.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Налогового кодекса РФ относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации. При этом расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой согласно ст.249 НК РФ.

Понятие «реклама» определено ст. 2 Закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из приведенных норм Минфин РФ в Письме от 24.04.2006 № 03-03-04/1/390 дал следующее разъяснение по вопросу организации, которая распространяет каталоги товаров с информацией о номенклатуре, цене предлагаемых к продаже товаров и условиях их поставок, содержащие бланки заказов, а также конверты с номером абонентского ящика продавца на безвозмездной основе. При этом распространение каталогов осуществляется посредством адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (юридических и физических лиц).

По мнению чиновников, в случае такой почтовой рассылки для организации, осуществляющей передачу путем адресной почтовой рассылки указанной информации, подобные затраты не относятся к рекламным расходам, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов и т.п., не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

По нашему мнению, такая позиция не бесспорна. И вот почему.

Действительно, если брошюры или каталоги предназначаются не для неопределенного круга лиц, а для конкретных получателей, такая рассылка рекламой не является. Соответственно и затраты на нее нельзя отнести к расходам на рекламу согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В то же время такие затраты можно отнести к другим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, предусмотренным подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Критерии признания затрат расходами в целях главы 25 Налогового кодекса РФ определены ст. 252 НК РФ. Согласно данной норме расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Фирма направляет организациям информацию о предлагаемой продукции с целью ее продажи. Затраты, связанные с изготовлением или приобретением брошюр или каталогов, направлены на получение прибыли. Поэтому такие затраты являются экономически обоснованными, и на основании п. 1 ст. 252 и подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ могут быть отнесены к другим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

А затраты на приобретение почтовых марок и конвертов, в которых брошюры или каталоги высылаются потенциальным покупателям, можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данная норма предусматривает расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

Согласно ст. 16 Закона РФ от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному адресу и доставить (вручить) адресату. Из приведенного положения, а также иных норм данного Закона следует, что содержимое почтового отправления, принятого оператором, может быть различным и не влияет на возможность отнесения такого вида услуг к услугам почтовой связи.

При этом нормы главы 25 Налогового кодекса РФ не оговаривают, что затраты на почтовые услуги не могут быть отнесены к расходам в том случае, если с их помощью распространяется информация о товарах. Главное, чтобы такие затраты были экономически обоснованными. А в данном случае они являются обоснованными.

Минфин РФ утверждает, что расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов, не должны учитываться для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Согласно данной норме при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Безвозмездная передача имущества есть не что иное, как дарение. Из положений главы 32 Гражданского кодекса РФ следует, что договор дарения предполагает наличие волеизъявления двух сторон – дарителя и одаряемого. При направлении брошюр или каталогов выражается воля только их отправителя. В данном случае нельзя говорить о возникновении каких-либо договорных отношений. Кроме того, даритель должен быть лишен какой-либо «корысти». А отправитель информации о своих товарах явно рассчитывает на то, что следствием его действий будет получение им прибыли.

В указанном Письме Минфин РФ также разъясняет, что расходы организации по отправке подобной информации путем безадресной почтовой доставки (раскладка сотрудниками почты по почтовым ящикам лиц, а также непосредственно в почтовом отделении) на основании договоров возмездного оказания услуг с управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП «Почта России») следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы, которые учитываются с учетом требований п. 4 ст. 264 НК РФ.

С чиновниками можно поспорить и в этой части их разъяснений.

По мнению Минфина РФ, поскольку реклама в виде безадресной почтовой рассылки информации о товарах не указана в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ, то расходы на нее могут быть признаны для целей налогообложения только в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. То есть в данном случае почтовые расходы налоговики считают расходами на рекламу.

Мы уже отмечали, что затраты на почтовые услуги не могут не признаваться расходами согласно подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в связи с тем, что с их помощью распространяются брошюры или каталоги. При этом не имеет значения, можно их отнести к рекламным, или нельзя. Иначе говоря, расходы на почтовые услуги должны признаваться таковыми вне зависимости от того, что доставляется с их помощью. Главное — они должны быть экономически обоснованными. Поэтому и при безадресном распространении брошюр и каталогов затраты на почтовые услуги должны быть отнесены к расходам не на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ (как рекламные), а согласно подп. 25 п. 1 данной статьи (как расходы на почтовые услуги).

В 2005 году действовала редакция п. 4 ст. 264 НК РФ, согласно которой в закрытом перечне ненормируемых рекламных расходов упоминались лишь затраты на изготовление брошюр и каталогов, содержащих информацию о выполняемых работах и оказываемых услугах. Поэтому налоговики считали, что затраты на изготовление брошюр и каталогов, рекламирующих товары, следует учитывать в размере, не превышающем 1% выручки.

В данном случае это не важно, поскольку мы установили, что фирма, высылая по определенным адресам брошюры о своих товарах, может относить затраты на их изготовление (приобретение) на расходы на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, а затраты на почтовые услуги, связанные с их доставкой, относит на расходы согласно подп. 25 п. 1 данной статьи.

При этом не имеет принципиального значения наличие или отсутствие указания в брошюре о цене предлагаемых товаров. Важно, чтобы распространяемую информацию можно было признать потенциально способствующей их реализации, а затраты на ее распространение соответственно — экономически обоснованными.