Опасное регулирование

| статьи | печать

Россия уже несколько лет переживает настоящий потребительский бум. Рынок быстро растет, что влечет как позитивные, так и негативные изменения, отражающиеся на каждом потребителе и экономике страны в целом.

 

Потребительский рынок формирует 22% ВВП. Быстрыми темпами растет торговля – 10–15% в год. Сегодня это от 30 до 40% уже сети, которых прежде не было. Появились сегменты новых услуг, среди которых мобильная связь и инфраструктура ее сервисного обслуживания, электронная почта, Интернет, динамично развивается ресторанное обслуживание.

К позитивным изменениям помимо общего оживления более чем половины отраслей промышленности, роста темпов ее развития и активного внедрения новых технологий следует отнести возможность каждого россиянина реализовать свои права потребителя. Прежде всего право выбора товаров или услуг, право на информацию о товаре и его свойствах, право на качество и безопасность товара, в том числе и пищевых продуктов.

Среди негативных изменений на рынке можно отметить группу взаимосвязанных проблем, ставших в последние годы многогранными и общегосударственными, касающимися каждого жителя и гостя России.

Достойно сожаления, что в законодательстве России термины и определения фальсифицированной, контрафактной продукции или размыты, или отсутствуют, а жизнь, производство и оборот продукции развиваются нередко и «по понятиям».

Однако к вопросам государственного регулирования следует относиться осторожно.

Примером безответственного регулирования может служить ситуация, сложившаяся на алкогольном рынке. Столкнувшись с большим количеством нарушений в сфере алкоголя, власть пошла по пути разработки федерального закона. Подготовкой проекта занимался Комитет по экономической политике ГД РФ, при котором функционировал совет из предпринимателей. Совместный проект Госдумы и бизнеса мог вылечить многие болезни. Но закон был принят без учета мнения предпринимательского сообщества. По словам вице-спикера Госдумы Сергея Бабурина, он направил в Генеральную прокуратуру письмо, где прямо назвал 3 компании, которые выиграли в результате всеобщего кризиса. Чтобы не повторить ситуацию, когда закон выгоден отдельным госчиновникам или бизнесменам, разработкой проекта ФЗ о потребительском рынке занялась Торгово-промышленная палата.

Как отмечает Александр Калинин, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН, к числу важных факторов, способствующих развитию потребительского рынка, следует отнести 9 современных прогрессивных законов, способных при правильном правоприменении многое изменить в сфере производства и потребления пищевых продуктов. В первую очередь это относится к федеральным законам «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей», «О рекламе», к группе законодательных и подзаконных актов, практически обеспечивающих выполнение положений о безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований к товарам потребительского спроса.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 № 184-ФЗ) предстоит разработать свыше 400 технических регламентов более чем в 56 сегментах рынка, внести изменения в 119 федеральных законов, а также разработать сотни национальных стандартов и других нормативно-технических документов. Они должны быть гармонизированы с международными требованиями и позволять выявлять и идентифицировать пищевые продукты.

Уже более полутора лет Комитет по развитию потребительского рынка ТПП РФ совместно с Московской международной бизнес-ассоциацией, Минэкономразвития и торговли и Департаментом потребительского рынка и услуг работает над проектом федерального закона. За основу взят московский закон о регулировании торговли, услуг и общественного питания.

По мнению комитета, этот закон необходим, так как технических регламентов еще нет, реформа стоит. А торговля нуждается в четком правовом регулировании на федеральном уровне (сейчас действует около 600 подзаконных актов). Проект закона решает проблему разграничения полномочий в сфере потребительского рынка между федеральным и региональным уровнями власти. Вопросы же взаимоотношений потребителей и предпринимателей проработаны в Законе «О защите прав потребителей».

Позиция фонда по этому вопросу категорична: мы такой проект не поддерживаем.

Именно потому, что государство в минимальной степени пыталось регулировать торговлю, она и растет. Регулирование потребительского рынка относится к компетенции субъектов Федерации. В Москве работает такой закон — хорошо. Всей стране он не нужен.

Национальный фонд защиты потребителей уже 10 лет предлагает принять документ, который имеется в других цивилизованных странах с развитой экономикой, – торговый кодекс. Это документ, который содержит совокупность принципов и рамочных отношений государства и рынка. И все!

ТПП не возражает, но считает, что это будет следующим этапом регулирования после закона. Встретились, поговорили, и каждая сторона хочет сделать как лучше.