Система теоретических оснований экономики

| статьи | печать

Любая информация, пока она не обобщена и не подведена
под какой-то общий знаменатель, нами просто не воспринимается.
Это как пища, которую… кишечник не примет».

С.Н.Лазарев

Противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами в экономике считают исходным началом ее практических и теоретических забот. В свою очередь это противоречие проходит через всю человеческую историю, что затрагивает вопрос о ее закономерном характере.

Действительно, человеческая история, как и все в мире, подчинена законам. Наиболее известна формационная теория исторического развития. От первобытнообщинного строя через рабовладельческий и феодальный к капитализму. При всей внешней достоверности трудно признать ее закономерность. В частности, рабовладельческий строй многие народы, например, русские и славяне, миновали. На формационной теории основывался марксизм, безуспешно достраивая ее до социализма и коммунизма. В рамках его внутренних дискуссий остался и вопрос об «азиатском способе производства», как особой формации.

Цивилизационный подход, близкий к циклическому – возникновение, расцвет, закат и гибель, внутренне разрозненных цивилизаций в принципе исключает всеобщий закономерный характер исторического развития.

На наш взгляд живому миру присущи отношения гармонии и борьбы. Если во внешнем плане может иметь место прямое столкновение народов, то во внутренней жизни оно проявляется в экстремальных случаях. В постоянном своем течении внутриобщественная борьба проявляется в виде конкуренции. И в ее истории можно четко выделить отдельные стадии. Последовательно исторической жизнью проходятся следующие формы конкуренции:

физическая,

военная,

экономическая,

политическая,

интеллектуальная,

духовная.

В конечном итоге мы можем видеть движение от полюса к полюсу, от физической конкуренции к духовной. Одна стадия вытекает из другой, ни одну нельзя обойти или перепрыгнуть. Первая стадия, физическая конкуренция, прямо наследуется от животного мира, связана с биологическими потребностями и основана на грубой силе. Люди первоначально подобно животным живут потреблением (собирательство, позже охота) и пользуются дарами природы как первым исходным экономическим ресурсом. Силовая конкуренция, ограниченная, прежде всего, биологическими запросами, выстраивает иерархию самцов в соперничестве за самок.

Потребность возместить недостаток естественной силы приводит к созданию искусственных средств борьбы и переводит физическую конкуренцию в военную. Этот вид конкуренции приводит к тому, что военные средства доминируют над средствами труда, ибо трудятся в основном побежденные, и война на долгие тысячелетия оказывается решающим средством распределения благ для всех народов на просторах земли. Обычный и ратный труд  с одной стороны, и связанные с ними материальные потребности с другой, стимулировали взаимное развитие, создавали и совершенствовали средства производства и войны. Впоследствии средства производства были выделены как «капитал».

Развитие производства постепенно достигает уровня, когда его мощь намного превосходит военную силу, как продолжение физической силы и зависимую от последней. Тем самым военная конкуренции, как решающая, сменилась производственной, экономической. Лихие всадники оказываются бессильными перед пушками, парусный флот перед паровым.

Экономическая конкуренция нуждается в людях, независимых от прямого насилия, и так или иначе ставит вопрос о человеческой ценности («Свобода. Равенство. Братство»). Моральная потребность, как потребность в человеке как ценности содействовала появлению новых представителей верхов и низов, предпринимателей и свободных наемных тружеников. В их лице были дополнены экономические ресурсы новой поры. Как известно, протестантизм в качестве «духа капитализма», по словам М.Вебера, связал экономический успех с воздаянием свыше. В сфере производства решающей стала не фаза насильственного военного распределения, а фаза обмена.

В дальнейшем отношения между новыми классами установились не на основе силы, а через компромисс социальных потребностей, посредством которого родились правовое государство и сопутствующее ему гражданское общество, ставшее властными ресурсами экономики, выросшей до общесоциального, национального масштаба. Регулирующая властная функция государства придала производству роль решающей экономической фазы.

Интеллектуальные потребности неотделимы от информации, как основы творчества в качестве решающего ресурса и новой главной экономической фазы производства в условиях новейшей эпохи интеллектуальной конкуренции, в которую входят самые развитые страны.

В перспективе качественный скачок в производственно-информационном развитии связан с углублением эзотерического знания как особого жизненного ресурса. Уже масштабами своего системного формирования научное познание восходит к мировоззренческим проблемам, потребности освоения их через взаимопроникновение древне-традиционных и новейших возможностей, постепенно открывающихся человеку. Естественно перерастание интеллектуальной, творческой деятельности, как составной части духовности, к духовно-творческой деятельности в целом на основе ясновидения.

Жизнь людей – взаимодействие видимого и невидимого миров. Первый мир – сама реальность, второй – «ничто». Первый мир – это, прежде всего, наше тело, его потребности. Развитие потребностей в расширении их познавательной сферы. Пища, как сейчас доказано, является важнейшим источником информации и в этом ее важнейшая функция. На системной таблице в графе потребностей мы видим движение от «желудочного», внутреннего усвоения к внешнему присвоению, к человеку, как ценности, к широким человеческим общностям, к познанию всего внешнего мира и его высшего смысла.

Таким образом, широта человеческой деятельности – широта потребностей и познания. Познание проистекает из потребностей. Прогресс – результат взаимодействия и противоборства в человеке двух начал – животного и божественного, познаваемого через религию, развитие религиозного сознания к самосознанию, самопознанию Бога в себе и через себя. Этих способностей человек достигнет на стадии, обозначенной нами как «духовная конкуренция». Она перестанет быть конкуренцией как таковой, но перерастет в чистое творчество, творчество духовное, и вырастет из обычного творчества более материального порядка.

Понятия ресурса и фактора обычно отождествляют. Но их объективно следует разделить. Фактор способен подразумевать не только ресурс, но и потребность, с учетом чего его и надо употреблять как научную категорию. Аналогично основным потребностям, ресурсам и стадиям социально-экономического развития возможно выделить и отвечающие им экономические факторы: природно-биологический, материально-трудовой, личностно-экономический, социально-политический, интеллектуально-информационный, духовно-религиозный.

На уровне совершенства, или наибольшего удовлетворения, все потребности переходят в эстетические. Соответственно, ресурс отвечающий должен быть максимальным. Тем самым выделяется в рамках максимального ресурса и наибольшего удовлетворения потребностей эстетический фактор. Практически он заявляет себя как стремление к совершенству и совершенствованию, что позволяет отождествить с ним творческий фактор. Последний более узок, но представляет активную основу эстетического фактора в целом.

Творчески-эстетический фактор по нарастающей отвечает двум высшим стадиям социально-экономического развития – интеллектуальной и духовной.

Единство и внутренняя взаимосвязь всех факторов образует в свою очередь систему экономики. Но при этом помимо названных факторов надо указать ее временные и пространственные, иначе – ее исторические и географические – координаты. В первом случае следует определить на какой из указанных ступеней исторического развития она находится. Во втором, доминирующие в силу природных условий и географического положения отрасли экономики, особенности внешнеэкономических связей. Экономика США находится на переходе к интеллектуальной конкуренции, отличается высоким гармоническим развитием промышленного и аграрного производств, преобладанием сферы услуг. При всем этом ее специфика – двойной стандарт внешнеэкономических связей, забвение морально-правовых норм в отношении богатых ресурсами и слабо развитых экономически государств, что с неизбежностью обещает провальную перспективу при переходе на тонкие творческие уровни с использованием духовно-эзотерического потенциала. Отнюдь не случайно, что уже сейчас Америка развивается в основном за счет интеллектуальной иммиграции.

Экономика России, наоборот, образец дисгармоничного мутанта. Поэтому невозможно четко указать даже историческую стадию, на которой она находится. И тем не менее, длительная и незавершенная историческая выстраданность судьбы формирует с неизбежностью мощный интеллектуальный потенциал нации. Это в разной мере касается и других народов, жизнь и судьбы которых веками были нераздельны с Россией.

В принципе, сказанное выше об экономической системе можно отразить кратко в схеме.

 Связи тождественны взаимодействию. Единство и взаимодействие всех элементов экономики порождает постоянный производственный процесс. Развитие и взаимодействие двух сторон жизни – экономической и социальной – вершится на основе системы человеческих потребностей, через которую происходит все большее сближение этих сторон в рамках единого социально-экономического процесса. Материальные и биоматериальные потребности остаются основой материального производства, все остальные вовлекаются в экономическую систему через сферу услуг. Тем самым экономическая теория все больше вырастает в теорию социальных ценностей, универсальную аксиологию общественной жизни, связанной со всем миром человеческих потребностей. Заодно отметим также, что изложенный нами последовательный ряд потребностей, доминирующих на отдельных стадиях человеческой истории, отвечает не только филогенезу, то есть развитию человеческого рода, но и онтогенезу, последовательности их формирования в жизни каждого человека, от врожденных биологических, отчасти материальных до всей полноты духовных потребностей, воспитываемых в человеке семьей, социальным окружением вплоть до высшей из них мировоззренческой потребности, представленной философской и религиозной ветвями. Таким образом, живой шпаргалкой для раскрытия реальной системы человеческих потребностей служит родившийся на свет человек и его последовательное формирование. Эта фактическая система человеческих потребностей в корне отличается от системы А.Маслоу, до сей поры преобладающей в официальной психологии, социологии и экономике, где потребности и ресурсы представляют само основание ее теории и практики. В экономической науке надо не просто изложить систему потребностей, но и указать ее специфический ракурс в рамках производственной жизни, где соответственно доминируют материальные потребности, а прочие потребности и жизненные факторы соотносятся с ними под задаваемым им углом. Достаточно сказать, что в системе Абрахама Маслоу даже нет упоминания таких потребностей как религиозные и эстетические.

Нами дана также своя трактовка ресурсов, факторов и фаз производства в соответствии с новым концептуальным видением всей затронутой тематики.

Как видно из текста, творчество выделено как новая, пятая фаза, дополняющая четыре предыдущих, – производство, распределение, обмен, потребление, – в качестве решающей фазы в условиях социальной и особенно интеллектуально-духовной конкуренции. Однако автор убежден, что только неизбежное столкновение различных, в том числе противоположных представлений, способствует действительному выяснению научной истины и обоснованности ее в глазах широкой общественности.

Единое экономическое, социальное и информационное развитие общества предполагает особый тип вербальной (словесной) информации, предназначенной для непосредственного внутриобщественного пользования. Она может дополняться другими, в частности визуальными, средствами, но в ее основе остается главная, логическая суть информации. Ее функция в передаче знания как такового, сущностной, а не ценностной стороны бытия. Эффект человеческой деятельности в пределах прожитой истории зависел в решающей степени от знания. В принципе, если дать современные знания пещерным людям, то они могли бы догнать нашу цивилизацию в два-три поколения.

Исходный уровень вербальной информации – непосредственные сведения об объектах бытия. С последовательным нарастанием ее возможностей остается выделить основные уровни и формы информации, полностью совпадающие с главными стадиями социально-экономического развития:

устная речь;

письменность – позволяет отделить информацию от субъекта;

полиграфия – дает размножение информационных форм;

телеинформация – практически мгновенная информация с нарастанием расстояния, радиуса и полноты;

компьютеризация, сетевая информатизация – накопление практически неограниченного объема информации для оперативного использования и получения качественно новой информации. Здесь величайшая роль и перспектива за Интернетом;

телепатия – передача и прием информации в качестве естественной способности человека.

Итоговая суть данной публикации в прилагаемой ниже таблице.

Системная таблица социально-экономического
и информационного развития общества

Исторические стадии

Конкуренция:

физическая

военная

экономическая

политическая

интеллектуальная

духовная

Социальные основания

сила физическая

производство средств силы

производство как сила

производители как сила

творчество

ясновидение

Управляющие потребности

биологические (потребности внутреннего усвоения)

материальные (потребности внешнего присвоения)

моральные (потребность в человеке как ценности)

социальные (потребности в широких человеческих общностях)

интеллектуальные (познавательные)

мировоззренческие (потребность в высшем смысле бытия)

Главные экономические ресурсы

Природа

труд и война, средства производства и войны

незакрепощенный труженик, предприниматель

власть, гражданское общество

информация, творчество, Интернет

эзотерика

Единые экономические факторы

природно-биологический

материально-трудовой

морально-личностный

социально-политический

интеллектуально-информационный

духовно-эзотерический

Главные экономические фазы

Потребление

распределение

обмен

производство

творчество материальное

творчество духовное

Тип вербальной информации

Устная речь

письменность

полиграфия

телеинформация

информатизация

телепатия

Если указанные исторические стадии верны, под них можно подвести, соответственно, любые другие основания социальной жизни – культурологические, правовые, этические, естественно-научные, технические и технологические, медицинские и т.д. Тем самым, их единство обретает роль универсальной открытой системы всей социально-исторической жизни.

В заключение хотелось бы привести слова необычной и светлой личности, выдающегося подвижника Индии, одного из немногих, видящих завтрашний день, Саи Бабы.

«Сократите ваши потребности, живите в духовной строгости и ресурсов хватит на все человечество. Когда устранится напряжение в соревновательной социально-экономической системе, тогда будет восстановлено спокойствие духа».

«Люди должны убедиться, что единственный путь выявить скрытую в них божественность – это установление контроля над своими желаниями и уменьшение удовольствий и роскоши, рабского подчинения этим фальшивым материальным ценностям».

«Мир в душе нельзя купить ни за какие деньги.»

«Начинайте день с любви, наполняйте день любовью, кончайте день любовью». «Я молюсь, чтобы у всех была одна религия – религия любви».

«Никто не должен бросать свою религию или вероисповедания. Наоборот, через них следует поклоняться единому Богу». (Путь к планетарному сознанию. – Вып. 1. – М.: Брат, 1998. – С.50, 48, 45, 41, 51).

В мире нет проблемы ресурсов.

В мире есть проблема потребностей.

Нет больше ничего.

Приложение

Исторические стадии развития основных сторон
социально-духовной жизни общества

Исторические стадии

Конкуренция:

физическая

военная

экономическая

политическая

интеллектуальная

духовная

Религиозное развитие

вера в духов

политеизм и монотеизм

реформаторство

секуляризация и неофундаментализм

сближение науки, философии и религии

эзотерика

Развитие культуры

Мифологизм

Героика

Психологизм

Проблема
личность–общество

Рациональное и уникальное

религиозно-эзотерическая культура

Правовое развитие

традиции, обычаи

государственное право

права личности

гражданское право

творческое право (авторское, патентное и т.д.)

божественное

Политическое развитие

племенная иерархия

абсолютная монархия

конституционная монархия

представительная демократия

переход к непосредственной демократии

самоуправление

Психологическое развитие

стадность

культ личности и комплекс неполноценности

моральное самоосознание

гражданское самоосознание

рационализм и эзотеризм

любовь к Богу

Научное развитие

прикладные знания

богословское знание

естественнонаучное знание

социализация науки

информатизация и систематизация

ясновидение

Эстетическое развитие

физическое совершенство, красивое

героическое и возвышенное

эстетика смеха

социальный идеал

системное эстетическое сознание

эстетика любви

Художественное развитие

народное искусство (фольклор и декоративно-прикладное)

литература и синтетические искусства (театр, архитектура)

музыка

киноискусство

дизайн

духовно-эзотерическое искусство

Моральное развитие

самоотождествление с племенем

мораль воина

моральное достоинство

мораль гражданина

рационализация морали и эзотеризм

мораль любви