Налоговый аспект информации

| статьи | печать
Налоговый аспект информации

Налоговая база по земельному налогу напрямую зависит от кадастровой стоимости земли. Сведения об этой величине налогоплательщик должен получить в установленный срок. Поговорим о последствиях нарушения этого срока.

 

СИТУАЦИЯ

По земельным участкам, принадлежащим обществу, на 1 января 2007 г. кадастровая стоимость не определена. Ее утвердили только в октябре и ноябре 2007 г. и в том же году довели до сведения налогоплательщика. Правда, без указания, по состоянию на какую дату утверждена кадастровая стоимость. Обязано ли было общество исчислить и уплатить земельный налог за 2007 г.?

 

ЖДИТЕ СВЕДЕНИЙ

В пункте 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Из п. 3 данной статьи следует, что налогоплательщики-организации определяют указанную налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра об участках, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Однако для того чтобы исчислить налог, налогоплательщик должен получить соответствующие сведения.

Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему определен ст. 396 НК РФ. На основании п. 14 данной статьи и постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 территориальные органы Роснедвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам по их письменному заявлению сведения о кадастровой стоимости земли для целей налогообложения. Эти сведения также размещаются на официальном сайте названного ведомства. Причем кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщика до 1 марта этого года.

Отметим, что согласно первоначальной редакции п. 14 ст. 396 НК РФ порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости определяли органы местного самоуправления.

 

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

Минфин России в письме от 03.07.2006 № 03-06-02-04/97 на вопрос, правомерно ли в отсутствие официально опубликованной кадастровой оценки земель исчислять налог исходя из нормативной цены земельных участков, ответил отрицательно. В письме подчеркивается, что налоговой базой для исчисления земельного налога является только кадастровая стоимость участка. Иными словами, не имея сведений о стоимости земли, налогоплательщик не может исчислить и уплатить земельный налог.

Ситуация, о которой идет речь (налогоплательщик не получил своевременно сведений о кадастровой стоимости участка), достаточно распространена. Как следует поступать налогоплательщикам в подобных случаях, Минфин России ответил в письме от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75.

Одна из описанных в письме ситуаций очень похожа на ту, в которой оказался наш читатель: результаты государственной оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года. По мнению Минфина, в отношении названных земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до утверждения соответствующих сведений. В отношении таких участков налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со ст. 81 НК РФ представить уточненную декларацию за налоговый период. Если же кадастровая стоимость участка доведена до сведения налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за III квартал календарного года, представляются и уточненные расчеты по авансовым платежам по налогу за I и II кварталы указанного года с уплатой сумм авансовых платежей.

В письме также подчеркивается: если налог (авансовые платежи по нему) не уплачены в установленные сроки по независящим от налогоплательщика причинам (не утверждена, не доведена до сведения кадастровая стоимость), пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей) не начисляются.

Таким образом, из письма финансового ведомства следует, что обязанность представить уточненную декларацию (авансовый расчет) и уплатить земельный налог возникает у налогоплательщика только после доведения до него в установленном порядке сведений о кадастровой стоимости земельных участков. (Говоря о необходимости подачи уточненной декларации, Минфин России, видимо, имеет в виду ситуацию, когда кадастровая стоимость земельных участков доведена до сведения налогоплательщика после того, как он подал «нулевую» декларацию в связи с отсутствием у него в соответствующий период указанных сведений.)

Можно предположить, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков наш читатель получил по истечении срока уплаты авансовых платежей за III квартал 2007 г. Если это так, налогоплательщику следовало представлять «нулевые» авансовые расчеты за соответствующие отчетные периоды. В то же время он не должен был сдавать уточненные авансовые расчеты за I, II и III кварталы.

Что касается представления декларации по земельному налогу за 2007 г., налогоплательщик получил сведения о кадастровой стоимости земельных участков до истечения налогового периода. Поэтому у него была возможность исполнить обязанность по уплате земельного налога за 2007 г. в порядке и сроки, установленные ст. 397 НК РФ, и представить декларацию до 1 февраля 2008 г. (ст. 398 НК РФ). Пени за несвоевременную уплату налога организация уплачивать не должна.

Отметим, что большинство арбитражных судов согласны с данной позицией финансового ведомства, о чем свидетельствуют, в частности, ссылки в судебных актах на вышеуказанное письмо (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.07.2007 № А33-18637/06-Ф02-3749/07, Северо-Кавказского округа от 20.09.2007 № Ф08-5978/2007-2366А, Уральского округа от 17.09.2008 № Ф09-6716/08-С3).

 

МОЖЕТ ЛИ ГОД БЫТЬ «НУЛЕВЫМ»

Существует еще одна точка зрения: если сведения о кадастровой стоимости земли не доведены до сведения налогоплательщика в установленном порядке до 1 марта текущего налогового периода, обязанности исчислить и уплатить земельный налог за этот период не возникает.

Данная позиция базируется на письме Минфина России от 22.10.2008 № 03-05-04-02/65. В нем сделан вывод, что «при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговым органам следует применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода». В письме финансовое ведомство, в частности, ссылается на постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007 № А12-12852/06, одобренное Определением ВАС РФ от 20.02.2008 № 17854/07.

Суть дела такова. Кадастровая стоимость земли доведена до сведения налогоплательщика 25 марта 2006 г. То есть налогоплательщик, хотя и не получил необходимые сведения до 1 марта, фактически имел возможность своевременно представить расчет по авансовому платежу за I квартал 2006 г. и уплатить его, но вместо этого представил «нулевой» расчет. Налоговая инспекция доначислила сумму авансового платежа и пени.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с инспекцией. Однако кассационная инстанция признала решение ИФНС недействительным. Проанализировав положения главы 32 НК РФ, суд указал, что, поскольку соответствующие сведения, необходимые налогоплательщику для определения налоговой базы, не были доведены до него своевременно, общество правомерно не представило авансовый расчет за I квартал исходя из установленной кадастровой стоимости земли и не уплатило за этот период сумму авансового платежа.

Обратите внимание, что в процитированном письме Минфина России говорится об определении налоговой базы именно в налоговом периоде. Означает ли это, что финансовое ведомство изменило свою позицию в пользу налогоплательщиков, считая, что, если необходимые сведения не доведены до сведения налогоплательщика до 1 марта, он вправе вообще не уплачивать земельный налог в текущем налоговом периоде в связи с невозможностью определения налоговой базы в установленном порядке?

Мы считаем, что основания для такого толкования есть. Однако сложность в том, что судебное дело, на решении по которому базируются разъяснения финансового ведомства, затрагивало проблему только одного отчетного периода.

В то же время в качестве веского аргумента можно сослаться на ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. А законным может быть признан только налог, база по которому определена в установленном порядке. Применительно к земельному налогу этот порядок предписывает довести до налогоплательщика информацию о кадастровой стоимости земельных участков до 1 марта текущего налогового периода.

Если исходить из предлагаемой нами позиции, в рассматриваемой ситуации организация могла не уплачивать земельный налог в 2007 г. Ей следовало лишь представить «нулевые» расчеты по авансовым платежам и по окончании налогового периода – «нулевую» декларацию. Но налоговики могут не согласиться с такой точкой зрения, есть риск возникновения судебного спора, исход которого вряд ли можно спрогнозировать.