Проект ускоренного отбора собственности у граждан

| статьи | печать

Верховный Суд РФ направил в Госдуму законопроект, позволяющий налоговым органам без суда взыскивать с граждан долги по налогам и сборам. Тем самым фактически предлагается забыть о ст. 35 Конституции РФ, да и вообще о главном законе государства. Рвение понятно: налоговики планы не выполняют, надо искать резервы для наполнения бюджета.

Конечно, ВС РФ объясняет свою инициативу закрепить право изымать у физических лиц задолженность по налогам и сборам, а также пени и штрафы без решения суда по всем правилам бюрократической риторики не корысти ради, а только в заботе о гражданах великой страны. Якобы наблюдается постоянный рост числа дел по искам налоговых органов, суды задыхаются, граждане теряют время и нервы в долгих разборах пустячных, в сущности, дел. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что если в 2007 г. мировые судьи рассмотрели около 2 млн 80 тыс. таких дел, то 2008‑м – уже более 3 млн 164 тыс. Рост – на миллион с лишним.

Впечатляет, но только на первый взгляд. Стоит приглядеться к проблеме пристальнее. Если штат мировых судей укомплектован полностью (что сомнительно, но это проблема государства, а не граждан), то речь идет согласно Закону № 218‑ФЗ (в редакции от 09.02.2009) о 7440 специалистах. Легко подсчитать, что в среднем на каждого из них пришлось бы в прошлом году более 425 дел по искам налоговиков к гражданам. Это больше, чем дней в году, и это далеко не все дела, которые «разгребают» мировые судьи. Если по каждому делу рассылать повестки, вызывать истцов и ответчиков в суд и слушать прения сторон, то и удвоение судейского корпуса дело не спасет. Но тем и отличается мировой судья от обычного: его задача – поиск мирового соглашения. Во всех нормальных странах это делается просто – по почте. Можно даже по электронной. Получили, скажем, извещение, что налоговики требуют взыскать с вас три рубля, отвечаете: «Оk» – и по почте или через СМС оплачиваете иск. Причем обычно этим занимаются ваши адвокаты.

И все. И судьи могут пить чай в перерывах между разбором действительно сложных дел, и налоговики свою трешку получают без задержек, и нам, налогоплательщикам, мороки нет.

Но ничего такого ВС РФ не предлагает. Справедливости ради отметим, что ни о чем таком вообще никто из «шурупов» и «винтиков» вертикали власти не мечтает. Замученные копеечными тяжбами судьи сами просят не процедуру менять, а число судей увеличивать. Вот несколько лет назад Законодательное собрание Ростовской области вышло на федеральный уровень с законопроектом об увеличении числа мировых судей в регионе. Статистика в пояснительной записке к этому документу доказывала, что нагрузка на мировых судей значительно превысила уровень загруженности федеральных судей в 1999 г., когда ее признали недопустимой. Ростовчане просили расширить штат мировых судей в области со 196 до 285. «Выбили» 230.

Но если число судей, как и чиновников, будет расти и впредь, то никаких поступлений в доходную часть бюджета не хватит. Их уже не хватает (подробнее о том, на каких статьях бюджета решено экономить в кризис, а на какие, включая госрасходы на содержание аппарата чиновников, власти не покушаются как на самые святые, – на с. 4). В январе – марте поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет относительно этого же периода прошлого года «просели» на 9,2%, а за январь – апрель – уже на 25,2%.

Кризис спутал карты неустанного наращивания числа бюрократов. Денег нет. Вот и засуетились и налоговики, а теперь и ВС РФ. В законопроекте предложено, чтобы в течение двух месяцев после просрочки платежа налоговики в безакцептном порядке списывали денежные средства с банковского счета неплательщика. Если счета нет или на нем недостаточно денег, дело передается судебным приставам. А те попробуют взять наличными, если не удастся – движимым и недвижимым имуществом.

Другая сторона – граждане – не может оспорить действия налоговиков иначе как в суде. Но если уж ВС РФ завел речь в своем законопроекте о здравом смысле и справедливости, было бы логично и налогоплательщикам позволить безакцептно списывать у налоговиков деньги. Это кажется фантастикой только до тех пор, пока не столкнешься с довольно массовым явлением начисления платежей (а по новому законопроекту – списания денег с вашего счета) по ошибке. Многие могут вспомнить, что уплатишь налог на автомобиль, а ФНС опять шлет извещения. Сейчас это решается в налоговой. Если законопроект будет принят, придется идти в суд.

Кроме того, откуда налоговики знают про банковские счета граждан? Эту информацию обязаны предоставлять в ФНС юрлица и индивидуальные предприниматели, но не простые автовладельцы, домовладельцы и прочие граждане. А ведь к каждому из них можно применить при желании и по бюджетной высшей надобности новый закон о бесспорном списании денег и отъеме имущества.

По статистике, кстати, россияне довольно дисциплинированные по европейским меркам налогоплательщики. Если и увеличилось количество просрочек, то часто из-за того, что резко выросла безработица, урезали зарплаты, у миллионов людей упали доходы. Но на этот счет в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса сказано, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог. Еще до взыскания долга гражданин имеет возможность доказать, что не способен уплатить какой-либо налог в силу жизненных обстоятельств, или при несогласии с налоговыми начислениями попробовать отстоять в суде свою правоту. Не зря ВС РФ предлагает в своем законопроекте внести изменения в НК РФ. А эти изменения фактически вводят конфискационный характер взыскания недоимок.

На сайте Ассоциации юристов России ее председатель Павел Крашенинников сразу после обнародования инициативы ВС РФ напомнил верховным судьям про ст. 35 Конституции, которая гласит, что никого нельзя лишить имущества без решения суда.

Трудно заподозрить работников ВС РФ в том, что они Конституцию не читали. Выходит, что действовали они сознательно. Причем подобные действия по упрощению отъема собственности у граждан происходят последние несколько лет. До 2005 г. до суда можно было списывать средства только с банковских счетов юрлиц. Но четыре года назад эту норму распространили на индивидуальных предпринимателей, которых часто от обычных физлиц можно отличить, только если разглядывать под лупой. А три года назад была возвращена конфискация имущества. Сначала говорили, что она будет применяться только к террористам. Но затем список расширили: под конфискацию попали преступления против личности (от убийства до нарушения авторских прав) и против государства (шпионаж, измена и пр.), преступления в сфере экономики (подкуп, контрабанда и т.д.). А год назад расширили полномочия судебных приставов. При этом как невозможно было на практике «выбить», скажем, долг по алиментам с бывшего супруга с фактических его доходов, так невозможно и сейчас. Зато приставы могут входить в жилища в отсутствие хозяев, запрещать должникам выезд за рубеж.

В этом контексте, несмотря на возмущения П. Крашенникова, многих депутатов и всех приличных экспертов, сохраняются высокие шансы на прохождение законопроекта через парламент.

Если это произойдет, то порадоваться смогут те россияне, у которых нет ни квартиры, ни дачи, ни машины, ни счетов в банках. По крайней мере нет квартиры в РФ, машины, счетов в российских банках. Сейчас они жалуются, что жить тяжело: «Я сам бедный, и повар мой бедный, и шофер бедный...»

Что у нас могут отнять

Сегодня россиян насчитывается 141,9 млн человек. Численность экономически активного населения на февраль составляла без малого 75 млн. В стране, по данным на 2006 г., насчитывалось 58 млн квартир, более 25 млн легковых автомобилей, 17,5 млн семей имели личные подсобные хозяйства, 12,9 млн – коллективные и индивидуальные сады, 0,7 млн – участки под огороды. Есть кому и с чего платить налоги.