Описаны особенности российского бизнеса

| статьи | печать

В Лондоне под эгидой глобальной сети фирм KPMG состоялся международный налоговый саммит стран Европы, Ближнего Востока и Африки. На нем были представлены результаты масштабного социологического исследования, проведенного налоговым департаментом KPMG.

Доклад KPMG (KPMG – международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги) стал результатом опроса 852 топ-менеджеров, представляющих компании с выручкой от 250 млн до 5 млрд долл. в различных секторах бизнеса из 29 стран мира. Выяснялась реакция руководителей бизнеса на кризис, а также кратко- и долгосрочные планы компаний.

По результатам исследования, наиболее подготовленным к кризису оказался бизнес в Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в отличие от европейских компаний усматривает в нем возможность позитивных изменений и появления новых международных рынков. Представители японских, сингапурских, индийских и китайских компаний планируют внести радикальные изменения в существующие бизнес-модели в ближайшие десять лет. В Европе готовность изменить бизнес-стратегию проявили меньше респондентов: 20% – в Чехии и Голландии, 25 – в Бельгии, 30 – в Венгрии, 42 – в Великобритании и 63% – в Ирландии.

В России же готовность бизнеса изменить стратегию в ближайший год или в ближайшие десять лет – одна из самых низких в мире. Лишь 43% наших соотечественников-бизнесменов готовы адаптировать свою стратегию в ближайшем году, 23 – в ближайшее десятилетие (в Сингапуре – 67 и 87%, соответственно, в Индии – 62 и 72%, в Японии – 57 и 87%, в Германии – 43 и 58%).

Опрошенные представители бизнеса усматривают главные проблемы для своего бизнеса в изменении потребительских предпочтений населения в связи с кризисом (55% респондентов в глобальном масштабе), недостатке операционной ликвидности (43%) и волатильности курсов валют (35%).

Российские бизнесмены в отличие от коллег из большинства опрошенных стран убеждены, что с нынешним кризисом нужно бороться с использованием традиционного опыта выхода из экономических рецессий. Выход из кризиса респондентам в мире видится в сокращении издержек и затрат (9 баллов по 10-балльной шкале), усилении контроля над финансовой системой и госрегулировании финансового сектора (по 8 баллов), а также более вдумчивом подходе к стратегическим инвестициям (5). В России же 60% опрошенных руководителей бизнеса выступают за снижение налогов как наиболее эффективную антикризисную меру. Это значительно превышает среднемировой показатель – 38%. Для сравнения: более трети респондентов из Люксембурга считают снижение налогов ключевым для выхода из кризиса. С ними согласны 28% испанских респондентов, 24 – голландских и 20% опрошенных польских бизнесменов. А 20% респондентов в Великобритании вовсе выступают за увеличение налогового бремени.

Российские бизнесмены высказались за активизацию господдержки бизнеса, в том числе финансовой (35%), и стимулирование кредитования бизнеса банковским сектором (7%). В Сингапуре, Японии и Италии, напротив, бизнесмены полагают, что государство уже достаточно сделало для преодоления кризиса и больше не должно вмешиваться.

В целом более половины опрошенных представителей бизнеса рассчитывают на новую волну инвестиций и возобновление экономического роста уже в 2010 г. С таким прогнозом согласно и абсолютное большинство (73%) респондентов-россиян. При этом 80% из них планируют начать инвестиционную деятельность уже в этом году.