Грядет принудительный ренейминг

| статьи | печать

Многие российские организации, названные «в честь» субъекта Российской Федерации, а также имеющие в своем фирменном наименовании слова, производные от названий российских регионов, вскоре попрощаются с подобной индивидуализацей. Дело в том, что на рассмотрение в Государственную Думу поступил законопроект, запрещающий свободное использование официальных наименований субъектов Российской Федерации, а также слов, производных от них.

В статье 1473 ГК РФ преду­смотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при его государственной регистрации. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационноправовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическому лицу при­надлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование). Об этом говорится в п. 1 ст. 1474 ГК РФ.

В силу п. 4 этой же статьи ГК РФ включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 743.

Защитив наименования публичноправового образования — Российской Федерации, законодатель не обозначил подобные права у субъектов России. Восстановить справедливость в правах на наименования всех публичноправовых образований и призван зарегистрированный 15 июня 2009 г. в Государственной Думе законопроект № 2160855 «О внесении изменения в статью 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кого коснется нововведение

Если проект будет принят, каждая шестая компания, созданная в России, будет вынуждена менять название. Поясним: Российская Федерация согласно части 1 ст. 5 Конституции РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. В настоящее время таких субъектов 83 (ст. 65 Конституции РФ). Именно столько слов может быть вскоре ограничено в использовании предпринимателями при выборе нового наименования или изменения уже существующего.

Обратившись к базе зарегистрированных юридических лиц ЕГРЮЛ[1], нетрудно подсчитать примерное количество компаний, которым грозит смена наименования, а их свыше 324 000.

Кому доходы

Законопроект можно назвать судьбоносным. Между тем с его одобрением следует ожидать больше негативных последствий, чем позитивных.

Для государства введение охраняемого права принесет дополнительный доход федеральному бюджету.

Во­первых, за перерегистрацию юридического лица придется заплатить 400 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). За право использовать в своем наименовании «бренд» субъекта Российской Федерации придется выложить некую сумму. Можно предположить, что данная сумма будет идентична уплачиваемой за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, то есть 10 000 руб. (подп. 57 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Итак, размер доходов, которые могут пополнить бюджет, можно определить как сум­му 10 400 руб. Причем если ответственная за раздачу индульгенций комиссия не согласится присвоить вам имя субъекта РФ, то, учитывая правила уплаты сбора за использование «российских» слов, эти деньги уже не вернут.

Вспомним о численности организаций, в наименовании которых имеются «запретные» слова (более 324 000), итого дополнительный доход госбюджета составит 3 369 600 000 руб. Следует отметить, что эта цифра не учитывает вновь регистрируемые компании с названием субъекта РФ.

Принятие законопроекта, как отмечено профильным Комитетом Госудумы, не повлечет дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета, не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства. Иными словами, никакой дополнительной работы законодателю не прибудет, а вот бюджет в явном выигрыше.

Вместе с тем появятся и немногочисленные счастливчики, кому принудительные ребрендинг и ренейминг принесут прибыль. Это касается тех отраслей, которые будут заняты в процессе смены наименования: рекламная сфера, бумажная промышленность (производство новых тиражей листовок, бланков, флайеров и т.п.), средства массовой информации (реклама и доведение до сведения смены названий), маркетологи и консалтинговые компании, оказывающие услуги по разработке нового имиджа.

На этом позитив заканчивается, и, к сожалению, его не наблюдается при рассмотрении интересов большинства предпринимателей.

Кому расходы

Доход бюджета, составляющий необходимые для ренейминга платежи, одновременно является расходной частью предпринимателей, которым суждено сменить вывеску. Только для предпринимателей расходы не ограничатся рассчитанной выше суммой 10 400 руб. Вспомним о репутации, наработанной годами, о торговых марках и брендах.

Бренд — нематериальный актив компании, который может оказывать сильное влияние на стоимость бизнеса в целом. В ряде отраслей стоимость одного только бренда больше в 3—4 раза суммарной стоимости всех материальных активов. А наименование, как правило, либо совпадает с брендом компании, либо имеет производные от наименования слова.

Процесс изменения наименования сопряжен с дополнительными нешуточными расходами, которые в условиях кризиса совсем некстати: начиная от печатей, штампов, бланков, вывесок, указателей, сувенирной продукции и заканчивая рекламной кампанией. Последняя потребуется, чтобы переориентировать потребителей и потенциальных клиентов и довести до их сведения «новость».

Законодательные нюансы

Итак, предлагается ввести раз­решительную процедру использования наименований субъектов Федерации.

В пояснительной записке к данному законопроекту предусмотрено, что основаниями для выдачи разрешения могут являться, например, «значимость, характер, масштабы сферы деятельности юридического лица в интересах субъекта Россий­ской Федерации и граждан, в нем проживающих; производство уникальных, присущих только данному субъекту Российской Федерации видов товаров (работ, услуг); представление интересов субъекта Российской Федерации на российском и мировом рынках при осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.д.».

Отметим, что все перечисленные выше благие намерения закреплены в пояснительной записке к законопроекту, а не в законопроекте. Следовательно, они останутся на бумаге в архиве Государственной Думы. Никакой гарантии, что применяться будут именно перечисленные основания, нет. Порядок использования своего наименования каждый субъект Федерации определит сам.

* * *

В российской действительности суть перемен мало кого заботит. Главная цель ребрендинга и реней­минга, навязываемого «сверху», — получить дополнительный доход в государственный бюджет и еще одно основание для того, чтобы влиять на бизнес со стороны чиновников, от которых будет зависеть решение, позволить использовать название субъекта РФ или нет. А это, как мы знаем, очередной повод к коррупции.

Кроме того, учитывая опыт компаний, переживших смену наименований, можно предсказать повышение цен на товары, работы, услуги. Почему? А на кого еще переложить груз издержек? На потребителя, на нас с вами.

_________________

[1] Сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, на 9 июня 2009 г. с сайта Федеральной налоговой службы www.nalog.ru.

[1] Сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, на 9 июня 2009 г. с сайта Федеральной налоговой службы .