Как таможня природные богатства охраняет

| статьи | печать

Письмом ФТС России от 30.04.2009 № 0111/19384 «О методических рекомендациях» определены правила проведения таможенного контроля за целевым использованием товаров, ввезенных в РФ для реализации соглашений о разделе продукции.

Главой 26.4 Налогового кодекса РФ установлен специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.95 № 225ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Данный налоговый режим согласно п. 9 ст. 346.35 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке.

Согласно ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции товары, ввезенные для реализации соглашения, могут использоваться только для выполнения работ, указанных в нем и связанных с реализацией инвестором прав на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр.

Таким образом, данные товары освобождаются от таможенных пошлин только при условии их целевого использования. А согласно п. 1 ст. 151 Таможенного кодекса РФ товары, для которых льготы по уплате таможенных пошлин, налогов сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами, являются условно выпущенными. Таможня должна контролировать целевое использование таких товаров. Методы и способы контроля разъяснены в рассматриваемом письме ФТС России.

Методы контроля зависят от вида товаров, ввозимых в рамках соглашения о разделе продукции (см. схему).

Справочно

Соглашение о разделе продукции - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск.

В письме также даны рекомендации по проверке бухгалтерской отчетности. Однако разъяснена только схема проведения контроля на базовой ситуации отражения в документах бухгалтерского учета деятельности по соглашению о разделе продукции.

На практике структура управления такой деятельностью может быть гораздо сложнее. Как правило, в соглашении участвует не один инвестор, а несколько. Они могут создавать различные объединения на основе договора о совместной деятельности, а функции оперативного управления процессами в рамках соглашения о разделе продукции могут делегировать специально назначенному оператору. Кроме того, между инвесторами заключаются различного вида договоры (агентские, купли­продажи, мены и т.п.), что несколько усложняет схему хозяйственных операций и соответственно их учет.