Когда перерегистрация ООО обязательна

| статьи | печать

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 312-ФЗ, вступившему в силу 1 июля 2009 г., все ООО должны пройти перерегистрацию в налоговых органах до 1 января 2010 г. Если фирма не будет проходить перерегистрацию, какие последствия могут ожидать ее руководителя и учредителей?

А.П. Мельникова, главный бухгалтер, Тверь

главный бухгалтер, Тверь

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 59 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) общества, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законом, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом. Аналогичная ответственность установлена п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В пунктах 4 и 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» отмечено, что невыполнение требований законодательства о приведении обществом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный срок является грубым нарушением законодательства. И по этим основаниям юридическое лицо (общество) может быть ликвидировано по решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ.

В подобных случаях арбитражный суд будет руководствоваться указаниями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.02.98 № 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона „Об акционерных обществах“». Согласно данному постановлению суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить акционерному обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией в установленном порядке. Суд вправе также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с Законом об АО не позднее установленного в определении суда срока.

Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Как отмечает ВАС РФ, аналогично следует подходить к рассмотрению соответствующих дел при поступлении на разрешение арбитражных судов исков о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью на основании ст. 59 Закона № 14-ФЗ.

Иными словами, игнорирование указанных требований может повлечь неблагоприятные последствия в целом для юридического лица и его собственников.

Непредставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. Основание — п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-­хозяйственные функции (ст. 2.4 КоАП РФ). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ (постановление от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»), организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно­-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Таким образом, обобщая весь перечень приведенных административно­-хозяйст­венных и организационно-распорядительных функций, можно заключить, что они относятся к непосредственной компетенции руководителя организации.