Передел русского леса

| статьи | печать

Госдума ушла в отпуск, приняв в окончательном чтении Закон «Об охоте» (проект № 66299-5). Можно предположить, что немалая часть депутатов с чувством исполненного долга перед народом отправится утолять охотничью страсть. А что ждет избирателей в случае вступления нового нормативно-правового акта в силу с 1 января 2010 г., как того хотят народные избранники?

Россиянам теперь разрешено удовлетворить свой промысловый интерес на 20% охотничьих угодий страны. Остальная площадь перейдет во владение юридических и физических лиц.

Сейчас доступ в леса для промысловиков свободный. После предусмотренных законом аукционов на право пользования или аренды охотничьих угодий разрешение на посещение частных владений надо будет брать у новых собственников. Они согласно вводимому в российское законодательство понятию «охотничье хозяйство» наряду с «деятельностью по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере» обязаны будут заниматься закупкой, производством и сбытом продукции охоты.

По закону четыре пятых российских лесов, степей, болот, берегов озер и рек отойдут в частную собственность. До сих пор в стране насчитывалось приблизительно 100 тыс. профессиональных следопытов, у которых единственным источником пополнения семейного бюджета является промысел дичи. Всего заготовкой и промыслом занимались миллионы россиян. По официальной статистике, в конце прошлого века промысловики и любители сдавали государству свыше 15 млн т мяса диких животных, полмиллиарда тушек боровой дичи, пушнины на 54 млн руб. в ценах 1985 г., а еще лекарственно-техническое сырье, включая дикорастущий папоротник, экзотическое мумие и сосновую живицу, кожевенное сырье. Все это приносило в казну государства значительные валютные поступления.

Новый закон вызывает понятные опасения: теперь промысловики станут фактически батрачить на владельцев охотничьих хозяйств, сдавая им дичь, пушнину, растительное сырье, охраняя угодья своих работодателей.Наталья Комарова, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, который и готовил, и пробивал новый закон, отвечает на это просто и конкретно: «Мы, по сути, приняли решение о выводе в правовое поле целой отрасли, которая на протяжении последних десятилетий существовала подпольно». По ее словам, ведение охотничьего хозяйства возможно на площади 1,5 млрд га — 93% всей территории страны.

Смущает опыт проведения аукционов в России. Сейчас минимальная ставка платы за использование лесов для охотничьего хозяйства меньше четырех рублей за гектар. По подсчетам гринписовских экспертов, сегодня аренда лесного участка, равного по площади территории Москвы, обходится в менее чем 3,5 тыс. руб. в год. Нынешние арендаторы, естественно, получат преференции на аукционах. Скорее всего они и выиграют торги на занимаемые ими лесные деляны, а заодно и на окружающие территории. Зато после уже с законным правом смогут поднять цену за аренду угодий. То есть все сведется к банальному повышению платы за право на промысел, что, конечно, можно назвать и выводом в правовое поле.

Между тем, по мнению многих экспертов, можно было и вовсе обойтись без нового закона: любительскую охоту и профессиональный промысел вполне можно регулировать обыкновенными Правилами охоты. Такие Правила были приняты, кстати, в 1892 г. после подготовки закона Российской империи «Об охоте» и успешно действовали до сих пор с непринципиальными изменениями и дополнениями. Правила могут варьироваться, быть «жесткими» или «мягкими» в зависимости от климатических, биологических и прочих изменений в окружающей среде, а также от социальной обстановки в том или ином регионе. Но такой путь был бы фактическим признанием права территорий на самоуправление.

Реализация же нового закона, если он будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, требует соблюдения требований пяти кодексов РФ (налогового, земельного, об административных правонарушениях, лесного и водного) и как минимум 12 федеральных законов, начиная с Закона «Об оружии» и заканчивая Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Еще один вопрос не дает покоя:

почему именно в кризис понадобилось

затевать передел собственности в русском лесе,

где худо-бедно кормятся сотни тысяч сограждан?