Производственный и организационный планы

| статьи | печать

В бизнес-плане антикризисных мероприятий (см. «ЭЖ», 2009, № 27 и 30) необходимо описать все стороны деятельности компании. Чтобы понять, как предприятие собирается выходить из кризиса и развиваться, в бизнес-плане надо предусмотреть производственный план, определить тип организационной структуры и кадровой политики компании.

Производственный план (план оказания услуг)

Производственный план имеет большое значение для тех компаний, которые производят продукцию. Но он нужен и тем, кто собирается оказывать услуги. В этом случае лучше изменить название раздела и озаглавить его, например, «план операций».

Цель данного раздела антикризисного бизнес-плана — объяснить, как компания будет создавать продукцию и услуги, и доказать, что она сможет произвести их необходимый объем в срок с надлежащим качеством.

Производственный план отвечает на вопросы, где, как, когда и на какой базе будет осуществляться производственная деятельность.

Для начала следует обозначить этапы производства, включая содержание, сроки и, возможно, стоимость каждого этапа. Полезно представить данный раздел в виде сетевого графика.

Производственный план включает в себя краткое описание используемой технологии:

  • в чем ее особенности, отличие от технологий, используемых конкурентами;
  • обладает ли предприятие этой технологией;
  • если оно планирует приобрести права на ее использование, какие возникнут затраты;
  • если предприятие собирается разрабатывать технологию, каковы примерные сроки и затраты на разработку.

Целесообразно также охарактеризовать производственную базу. Какие производственные площади, оборудование потребуются предприятию для реализации проекта? Имеется ли на предприятии эта база? Если да, не требует ли она обновления, ремонта и какие затраты это повлечет за собой? Собирается ли предприятие наращивать производственную базу, и если да, какое время и какие затраты для этого потребуются?

В производственном плане нужно описать используемые материальные и энергетические ресурсы: какие виды ресурсов потребуются для деятельности, где фирма собирается закупать их. Кроме того, надо указать цены на приобретаемые материальные и энергетические ресурсы.

Можно также привести краткую характеристику поставщиков (табл. 1): качество их продукции, надежность поставок, репутация на рынке. Ведь от этого зависят ритмичность производства, качество выпускаемой продукции, а значит, успех проекта и фирмы в целом.

В производственном плане надо рассмотреть требования к трудовым ресурсам, включая численность персонала, его квалификацию. Следует отразить, имеется ли в фирме персонал необходимой квалификации, нужно ли проводить обучение. Не лишним будет охарактеризовать систему оплаты труда, которую предполагает использовать фирма. Следствием анализа трудовых ресурсов должен стать расчет затрат на персонал, включающий затраты не только на заработную плату, но и на подбор кадров, обучение и т.д.

Нельзя обойти и качество продукции. В бизнесплане надлежит четко установить, как предприятие собирается управлять качеством продукции. Вряд ли стоит ограничиваться ссылкой на «высокое качество на уровне мировых стандартов». Лучше указать, каким именно стандартам будет соответствовать продукция, каковы затраты на обеспечение качества и сертификацию, на каких стадиях производственного цикла предусмотрен контроль качества и каким образом он будет проводиться.

Результатом производственного плана может стать калькуляция переменных и постоянных производственных затрат. Переменными считаются затраты, которые меняются пропорционально объему выпуска продукции или услуг того или иного вида, например основные материалы, сдельная заработная плата. Постоянными признаются те затраты, которые не зависят от величины объема выпуска, а определяются другими факторами (обычно длительностью периода времени). Это, в частности, амортизация основных фондов, расходы на освещение и отопление, арендные платежи.

Калькуляции переменных затрат составляются на единицу продукции каждого вида, а калькуляции постоянных издержек — на весь объем выпуска (табл. 2 и 3).

В итоге моделируется производственная деятельность предприятия (табл. 4).

Организационный план

Организационный раздел бизнес-плана охватывает вопросы, связанные с распределением полномочий и ответственности, типом организационной структуры, кадровой политикой компании.

Структуру организации лучше представить в виде схемы, которая поможет четко определить задачи и принципы взаимодействия отделов, внутреннюю иерархию.

В организационном плане необходимо также обрисовать кадровую политику предприятия. Каких сотрудников оно собирается привлекать для выхода из кризиса? Каким образом будет происходить отбор кадров и повышение их квалификации? Какие механизмы поощрения работников предполагается использовать?

В организационной части можно привести калькуляцию административных затрат, то есть расходов, связанных с управлением предприятием.

Таблица 1

Ресурсы и поставщики

 Вид ресурса

Поставщик

 

Краткая характеристика

 

 

 

 

Таблица 2

Калькуляция переменных производственных затрат
на единицу продукции (примерная форма)

Вид переменных производственных затрат

Единица
измерения

 

Норма расхода на единицу продукции

 

Цена
на единицу ресурса

 

Стоимость
на единицу
продукции

 

 

 

 

 

Таблица 3

Калькуляция постоянных производственных затрат (примерная форма)

Вид постоянных производственных затрат

Единица
измерения

 

Норма расхода на месяц
(нат. ед.)

 

Цена
на единицу ресурса

 

Стоимость
на месяц

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Моделирование производственной деятельности предприятия

Наименование продукции

Объем выпуска

Оптовая цена

Переменные затраты

Постоянные затраты

МОДЕЛИ

Периоды (варианты)

Первоначальный

1

2

. . .

Объем выпуска, %

Цена продукта, %

Переменные затраты, %

Постоянные затраты, %

Объем выпуска, шт.

Оборот, тыс. руб.

Цена единицы продукции, тыс. руб.

Переменные затраты выпуска, тыс. руб.

Переменные затраты выпуска единицы продукции

Сумма покрытия I

Постоянные затраты

Сумма покрытия II, тыс. руб.

Сумма покрытия II единицы продукции

Сумма покрытия I, % к обороту

Фактор эффективности

Сумма покрытия II, % к обороту

Используемый капитал, тыс. руб.

Оборот капитала

Рентабельность на базе суммы покрытия II

Точка безубыточности, тыс. руб.

Точка безубыточности, тыс. шт.

Прогнозируемая прибыль/убытки, тыс. руб.