Договор энергоснабжения: борьба за «светлые» условия

| статьи | печать

С проблемой обеспечения используемых зданий и помещений электроэнергией может столкнуться любой хозяйствующий субъект. Поставщики-монополисты нередко диктуют потребителям крайне невыгодные условия. И потребители вынуждены соглашаться из-за боязни остаться без света. Но умерить аппетиты поставщиков и урегулировать разногласия при заключении договора энергоснабжения можно. Доказательство тому — постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4550/09.

Включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителя, только часть проблемы злоупотребления свободой договора в форме навязывания контрагенту несправедливых условий.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (императивным нормам), установленным законом, иными правовыми актами и действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Договор энергоснабжения в силу ст. 426 ГК РФ признается публичным, поэтому на него распространяются требования п. 3 ст. 539 ГК РФ. А они предусматривают применение к отношениям по этому виду договора, не урегулированным Гражданским кодексом РФ, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.

Отношения по энергоснабжению регулируются в первую очередь Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила). Нормы Гражданского кодекса РФ, в том числе параграф 6 «Энергоснабжение» главы 30, и иных правовых актов применяются к названным отношениям только в той части, в которой они не противоречат упомянутому закону и Правилам (п. 4 ст. 539 ГК РФ).

Режим энергопотребления

Нередко поставщики энергоуслуг ограничивают поставки энергии потребителям при возникновении аварийной ситуации. Условие о полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии и мощности в подобной ситуации должно соответствовать императивным положениям п. 182 Правил. А они предусматривают введение аварийного ограничения, если чрезвычайные ситуации невозможно предотвратить, используя технологические резервы мощности или изменяя режим потребления с регулируемой нагрузкой. В иных случаях ограничения незаконны.

Иногда из условий ограничения режима потребления при возникновении внерегламентных ситуаций исключают положения, содержащиеся в п. 197 Правил. В частности, неправомерно аннулируют возможность задействования резервных источников питания (согласно категории надежности потребителя) для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электроэнергии.

Порядок и основания ограничения режима потребления электроэнергии путем сокращения объемов или временного прекращения ее подачи установлен в п. 2 и 3 ст. 546 ГК РФ. Соответствующие положения о порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии при нарушении потребителем обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий также закреплены в разделе XIII Правил. Они не разрешают устанавливать в договоре дополнительные, не предусмотренные ГК РФ и Правилами основания для временного прекращения или сокращения объемов подачи энергии.

Поставщик энергии не вправе дополнять случаи ограничения режима потребления электроэнергии, не предусмотренные п. 161 Правил. Их перечень закрыт и не может быть дополнен или изменен даже по соглашению сторон.

Перерывы без согласования

Иногда поставщик включает в договор условия о перерывах подачи энергии при плановом ремонте, присваивая себе одностороннее право на приостановку исполнения договора. Подобная практика незаконна.

Условия введения перерывов в подаче энергии должны соответствовать установленным в п. 162 Правил. В этом пункте преду­смотрен порядок взаимодействия поставщика и потребителя при проведении ремонтных работ. Кроме того, потребитель должен быть письменно уведомлен о необходимости ремонта, а сроки его проведения согласованы. Исключение согласительных мероприятий ущемляет права потребителя. Он может без труда оспорить подобные действия поставщика, обратившись в суд.

Доступ ограничен

Бывает, что поставщик навязывает условие доступа к имуществу потребителя с превышением установленных прав. Напомним, что в п. 158 Правил оговорена возможность беспрепятственного доступа только к приборам учета потребителя, причем только представителям сетевой организации. Вместе с тем в договор зачастую включают условие о доступе к электрическим установкам, средствам измерений и технической, оперативной и иной документации, связанной с энергоснабжением, абонента. Такое условие следует отклонять.

Односторонний отказ

Зачастую поставщик предлагает установить внесудебный порядок одностороннего отказа от договора, при котором достаточно предварительно уведомить потребителя, как правило, за 30  дней. Это недопустимо, поскольку противоречит ГК РФ и Правилам (Определение ВАС РФ от 15.06.2009 № ВАС-4550/09). Порядок и основания, при которых договор энергоснабжения расторгается в одностороннем порядке, установлены п. 1 ст. 546 ГК РФ и являются специальными по отношению к п. 3 ст. 450 ГК РФ. Поэтому стороны при заключении договора энергоснабжения не могут предусматривать в нем дополнительные основания, прямо не закрепленные в ст. 546 ГК РФ.

Упомянутое в разделе 7 переходных положений приложения 5 к Правилам право расторгнуть договор энергоснабжения при уведомлении гарантирующего поставщика о таком намерении в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты предполагаемого расторжения предоставлено только потребителю — гражданину.

* * *

Принятым постановлением смогут воспользоваться миллионы потребителей, оказавшихся в сходных ситуациях. Вооружившись позицией высших арбитров, можно отстоять свое право на «светлое» будущее.