Факты («Бухгалтерское приложение», № 37, 2009 г.)

| статьи | печать

Заявительному возмещению НДС быть

Минфин России подготовил положительное заключение на законопроект депутатов о введении заявительного порядка возмещения НДС. Об этом сообщил заместитель директора Департамента налоговой и таможенно­-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин на заседании экспертного совета по налогам Торгово-промышленной палаты РФ.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость», внесенный в Госдуму группой депутатов, предлагает установить заявительный порядок возмещения НДС для всех плательщиков налога, а не только для экспортеров. Однако условия для получения возмещения НДС авансом, то есть сразу после подачи налоговой декларации и до завершения камеральной проверки, для налогоплательщиков будут различны. Свободный доступ к возмещению получат крупнейшие налогоплательщики и те, кто в течение трех лет к моменту подачи декларации будет иметь активы свыше 500 млн руб. и доход от реализации за предшествующий год более 5 млрд руб. Всем остальным для получения ускоренного возмещения налога потребуется банковская гарантия.

Формы для постановки на учет изменятся

ФНС России представила на суд налогоплательщиков формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц. Проект приказа с соответствующими изменениями в приказ ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@ размещен на сайте службы www.nalog.ru.

В частности, изменения затронут формы № 12-Учет «Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации» и № 14-Учет «Заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации». Они будут состоять из двух листов. На первом листе указываются сведения об организации, на втором — полная информация об обособленном подразделении, ее название (если есть), адрес, дата создания, вид деятельности и пр. При одновременной постановке на учет организации по месту нахождения нескольких обособленных подразделений по каждому из них заполняется отдельная страница, содержащая сведения о таком подразделении.

Малый бизнес: время без проверок

Количество проверок малого и среднего бизнеса снизилось в 20 раз. По мнению директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Андрея Шарова, этому способствовало вступление в силу с 1 мая 2009 г. закона, который защитил права организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

«В первые два месяца действия закона было проведено в 20 раз меньше госпроверок. Всегда за два летних месяца проводилось 100 000 проверок, а в этом году — 5000», — прокомментировал чиновник.

Чтобы улучшить работу контролирующих органов, планируется ввести ответственность для сотрудников, нарушающих законодательство, в виде дисквалификации на три года. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ, сообщил А. Шаров. По его словам, правительство также разрабатывает список незначительных правонарушений (около 30 позиций), по которым вместо штрафа будет выноситься предупреждение.

Налоговых споров стало меньше

По сравнению с прошлым годом случаи рассмотрения арбитражными судами споров с участием налоговых органов в текущем году сократились на 15—20%. Такой вывод следует из данных, приведенных ВАС РФ.

Значительно сократилось число обращений в арбитражные суды по вопросам, связанным с оспариванием решений налоговых органов о привлечении к административной ответственности. Причина снижения скорее всего в том, что с 2009 г. действует обязательный порядок обжалования решений налоговых инспекций в вышестоящих органах до обращения в суд.

Реже налоговые органы и налогоплательщики стали обращаться в кассационные инстанции за решением споров, связанных с применением налогового законодательства. Рассмотрение таких дел сократилось на 25%.

В то же время почти в три раза увеличилось число обращений налоговых органов с исками о ликвидации организаций.