Строители не спешат саморегулироваться

| статьи | печать

Федеральный закон от 22.07.2008 № 148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает новые требования для входа на рынок. С 1 января 2010 г. деятельность компаний и предпринимателей возможна при наличии свидетельства о допуске к работам. Его можно получить, только став членом саморегулируемой организации (СРО). Строители туда не спешат.

По официальным данным, в стране насчитывается примерно 350 000 лицензий, выданных до 2013 г. Это означает, что на рынке действует более 300 000 различных строительных предприятий. В федеральном реестре насчитывается лишь около 60 СРО, которые объединили примерно 5000, или 1,42%, предприятий строительной отрасли.

Эксперты советуют не проводить прямую параллель между игроками рынка и общим количеством выданных лицензий, объясняя это тем, что за многими разрешениями стоят фирмы-однодневки или крупные холдинги, которые приобрели пакеты лицензий. Аналитики считают, что в РФ реально функционирует всего 40 000—50 000 строительных компаний.

Однако, если соотнести даже эти цифры с реестром Ростехнадзора, несложно заметить, что только одна из пяти компаний сегодня решилась войти в СРО.

 

Цена билета

Идея саморегулирования, или регулирования рынка бизнес-сообществом, сейчас активно внедряется в строительной отрасли. Считается, что за счет этого достигается ряд преимуществ, главное из которых — повышение качества выполняемых работ и ответственности перед потребителями. Впервые вслух о саморегулировании в строительстве заговорили в 2003—2004 гг. во время разработки Градостроительного кодекса. Но только спустя пять лет после выхода в свет основного закона строителей идея стала обретать реальные очертания.

С 1 января 2009 г. была прекращена выдача новых лицензий на ведение всех видов деятельности в сфере строительства. Компаниям и предпринимателям, у которых истек срок действия разрешения на работу, предложили объединиться с конкурентами. Им следовало войти в одно из трех оговоренных видов СРО — в объединение тех, кто занимается проектированием, либо инженерными изысканиями, либо капитальным строительством.

Но прежде требуется внести взнос в так называемый компенсационный фонд, деньгами из которого по замыслу законодателей строители будут отвечать за свои огрехи. Если речь идет о первых двух видах СРО, взнос в компенсационный фонд определен в 500 000 или 150 000 руб., если компания или предприниматель застраховали свою гражданскую ответственность перед третьими лицами. Цена «входного билета» в организацию, объединяющую тех, кто занимается капитальным строительством, уже выше — 1 млн руб. или 300 000 руб. в случае страхования.

Правила страхования у каждой саморегулируемой организации свои. Президент Некоммерческого партнерства строителей малого и среднего бизнеса Дмитрий Филиппов говорит, что возглавляемая им организация практикует комбинированное страхование, предусматривающее как индивидуальное страхование каждого члена партнерства, так и коллективный договор страхования для обеспечения субсидиарной (дополнительной) ответственности членов от возможных крупных убытков.

При индивидуальном страховании страховой полис каждой компании оформляется в зависимости от ее выручки за предыдущий год. Д. Филиппов считает, что такая система позволяет максимально надежно застраховать компенсационный фонд СРО: «Думаю, что в случае неприятностей не придется платить из компенсационного фонда. Все покроет страховка».

К потенциальному представителю СРО закон предъявляет жесткие требования. В частности, его работники должны иметь строительное образование и стаж работы не менее пяти лет. Для строительства или проектирования сложного объекта у компании должны быть солидный штат и имущество, необходимое для выполнения работ, — арендованное или собственное, не важно. А вот сколько чего и как — в компетенции самой СРО. Организация сама разрабатывает и утверждает правила, нормы и стандарты, позволяющие проверить квалификацию сотрудников фирмы и выдать свидетельство о допуске к работам. «Мы решили остановиться на документах об образовании и квалификации, которую строители должны повышать или подтверждать каждые пять лет. Плюс обязательно осуществляем выездную проверку организации», — поясняет Д. Филиппов.

Государство дважды пыталось внедрить такую систему в строительную отрасль — в 2005 и 2007 гг. Не вышло. На этот раз правительство настроено решительно. Сроки перехода на саморегулирование переносить никто не собирается. Это позиция была озвучена на одном из последних совещаний у вице-премьера РФ Дмитрия Козака, координирующего работу федеральных органов по вопросам госполитики в сфере строительства.

Между тем вступление в ряды того же Некоммерческого партнерства строителей малого и среднего бизнеса обходится в круглую сумму. Помимо взноса в компенсационный фонд нужно заплатить вступительный (50 000), ежегодный (50 000) и страховой (30 000 руб.). Итого на круг 430 000 руб. Эта цена в три-четыре раза выше той, которую фирма до сих пор выкладывала за необходимый пакет лицензий, скажем, строительства малоэтажного дома. Правда, в отличие от прежнего «разрешения на работу» допуск бессрочный, его можно лишиться только при исключении из рядов СРО. «Это радует, но денег нет. Кризис», — сетуют представители малого бизнеса.

Да и холдинги сегодня тоже считают рубли. По роду деятельности они занимаются всем — и изысканиями, и проектированием, и капитальным строительством. Поэтому им по сравнению с остальными придется отдать за саморегулирование в три раза больше.

 

Законодательные маневры

Из-за этой высокой цены представители строительных компаний обзывают СРО бюрократическим аппаратом, который собирает деньги на зарплату новой армии чиновников. И подозревают, что после от них никакой помощи не дождешься. А вот приближенные компании всегда будут знать, что творится у их партнеров-конкурентов, со всеми вытекающими последствиями. Еще многие строители считают, что в сухом остатке рынок будет поделен между СРО, работы подорожают и, как следствие, подскочит цена квадратного метра. Компании — полноправные члены СРО станут продавать допуски к работам строителям, не вошедшим в партнерство.

 

Что хотели и что получили

Неизвестно, кто и как будет строить. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ) предусматривает исключительную добровольность применения национальных стандартов (ГОСТов). В соответствии с этим документом все обязательные требования, обеспечивающие необходимый уровень безопасности, устанавливаются техническими регламентами, которые по замыслу законодателей должны появиться до 1 января 2010 г. Пока вступил в силу только один регламент, относящийся к строительству, — «О пожарной безопасности». Лишь к новому году ожидается появление основополагающего регламента «О безопасности зданий, строений и сооружений», на основании которого и должны быть разработаны новые стандарты строительства. До их появления компаниям предложено придерживаться старых СНиПов. Предполагается, что администрация СРО станет это отслеживать совместно с надзорными органами государства. Но вряд ли она сможет углядеть за своим многочисленным семейством. Да и зачем ей это, если суммы страхования гражданской ответственности смехотворны (см. таблицу).

Первый проректор Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России, доктор физико-математических наук, профессор, главный советник президента Ассоциации строителей России (АСР) Александр Герасимов согласен с тем, что основная идея СРО несколько трансформировалась: «Хотели как надо, а пока получили лишь вход на рынок».

«Взнос в компенсационный фонд действительно оказался слишком велик для малых предприятий. А, по данным Росстата, их доля составляет 32% от общего числа предприятий и организаций в строительной отрасли. Поэтому в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает сократить минимальные размеры взносов в компенсационный фонд для представителей малого бизнеса. Для тех из них, кто выполняет инженерные изыскания и проектирует, взнос должен снизиться до 250 000, для строителей — до 500 000 руб. Соответственно при страховании гражданской ответственности минимальные взносы в компенсационный фонд должны составить 100 000 и 200 000 руб. Теперь вот строители ждут, когда уменьшится цена «входного билета», — разъясняет причину их неторопливости А. Герасимов. Он считает несостоятельными разговоры о том, что значительной части армии малых предприятий, занимающихся «слаботочкой» и «малоэтажкой», придется свернуть деятельность или стать сателлитами больших компаний. Ведь все договоры, заключенные лицами, не имеющими свидетельства о допуске к работам, могут быть признаны недействительными в порядке, предусмотренном ст. 173 ГК РФ, с конфискацией полученных средств и результатов работ в доход государства. Это относится в равной степени к исполнителю, заказчику работ и генподрядчику.

«В декабре прошлого года Минрегионразвития России издало приказ от 09.12.2008 № 274 „Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства“. Согласно документу малые фирмы могут спокойно, без вхождения в СРО, заниматься возведением частных гаражей, киосков, дач, малоэтажных коттеджей и небольших складов», — говорит А. Герасимов.

А вот строительным холдингам, похоже, действительно придется раскошелиться. И все потому, что законодатели допустили ошибку.

На этапе разработки проекта закона большинство экспертов соглашались с предложением предусмотреть создание комплексных СРО, чтобы представители крупных строительных организаций, выполняющих различные виды строительной деятельности, регистрировались лишь в одной СРО. Но, к сожалению, было принято другое решение.

На совещании у вице-премьера Д. Козака прозвучала идея о том, что строительные СРО должны укрупниться: вместо 100 обязательных членов в них должно быть 200. Эксперты объясняют это желанием уже зарегистрировавшихся саморегулируемых организаций не пустить других на рынок. К чему это приведет, предсказать нетрудно.

Впрочем, по обнародованным данным, в Ростехнадзоре находится в работе порядка 40 заявок, еще столько же готовится к подаче. Если ведомство справится со своими задачами, то в стране появится около 80 СРО и большой беды не будет.

 

НАШЕ резюме

Минусы

Для игроков рынка

высокая цена «входного билета»

размытость системы страхования

требования, нормы и правила в каждой СРО отличаются

удорожание работ

двойной «гнет»: с одной стороны,
государство не теряет функций общего контроля над строителями, с другой стороны, сама СРО устанавливает и контролирует соблюдение внутренних норм

Для потребителей

рост цен

в случае судебных споров придется
иметь дело не с одной фирмой,
а с некоммерческим партнерством
и страховой компанией

небольшие суммы компенсации

Плюсы

Для игроков рынка

свидетельства о допуске к работам —
бессрочные, не зависят от темпов, хода
и территории строительства

солидарная ответственность

игроки рынка сами договариваются
о требованиях, правилах и нормах
ведения деятельности

Для потребителей

показатель надежности компании

прозрачность деятельности компании

уверенность, что здание построено
квалифицированными работниками

 

КТО, где и сколько платит

Количество зарегистрированных СРО в федеральном реестре*

Количество членов

Размер взносов членов в компенсационный фонд (в рублях)

Размер страховой суммы по договорам личного
или коллективного страхования ответственности ( в рублях)

Минимальное

В некоммерческом партнерстве

СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства

22

50

150 000

От 2500 (Мордовия)

До 100 000 000 (Оренбург)

СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства

3

50

150 000

От 350 000 (Москва)

До 25 000 000 (Москва)

СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства

34

100

300 000

От 700 000 (Москва)

До 570 000 000 (Самара)

* По состоянию на 15 сентября 2009 г. Источник: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору