Вывод активов через дробление сделок

| статьи | печать

Один из способов упрощения процедуры продажи дорогостоящего имущества организации — дробление на более мелкие сделки с ценой, не превышающей 25% балансовой стоимости активов. Такой способ позволяет не привлекать к сделке внимание собственников организации, не утруждать себя мероприятиями по созыву органов управления для получения их согласия на продажу имущества. Разрабатываются сложные схемы, состоящие из цепочки посредников и последующей передачи приобретенного в руки одного покупателя. Только результат может быть плачевным: проданное имущество придется вернуть бывшему владельцу. В каких случаях это может произойти?

Российское законодательство предусматривает контроль за совершением крупных сделок, в результате которых организация может оказаться в неблагоприятном экономическом положении. Такие сделки находятся под наблюдением органов управления организации, без согласия которых они считаются осуществленными с нарушением законодательства, что позволяет признать их недействительными по иску общества, лишившегося актива, или его участника.

К сведению

Реализация участником (акционером) общества права обращения в суд с иском о признании сделки недействительной возможна в том случае, если оспариваемой сделкой нарушены права или охраняемые законом интересы участника (акционера) и целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов (Определение ВАС РФ от 19.06.2009 № ВАС-5283/09).

Крупной сделкой для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью признается, в частности, сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Исключение — сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок (п. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.96 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО)).

Порядок одобрения

Совершение крупных сделок требует предварительного согласия совета директоров или общего собрания общества.

Сделка подлежит одобрению советом директоров, если стоимость отчуждаемого имущества составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества. Если стоимость отчуждаемого имущества превышает 50% балансовой стоимости активов, решение об одобрении сделки принимает общее собрание. Приведенное правило одинаково для АО и ООО, в котором создан совет директоров. Если такого органа в ООО нет, решение об одобрении сделки стоимостью свыше 25% стоимости имущества общества принимается общим собранием участников.

Взаимосвязанные сделки

Из понятия крупных сделок следует, что к ним относятся и несколько взаимосвязанных сделок. Законодатель не дал четкого определения взаимосвязанности, оставив решение этого вопроса судам в каждом конкретном споре.

Как правило, взаимосвязанными, по мнению судов, являются однородные (то есть имеющие одинаковые (сходные) условия совершения) сделки, совершаемые в течение короткого периода, при этом имущество в требуемом объеме оказывается сосредоточено в руках одного и того же лица.

Схема дробления сделок на несколько мелких, как показывает правоприменительная практика, используется, когда собственник или уполномоченные на согласование органы управления вряд ли одобрят отчуждение дорогостоящего имущества организации.

К такому ухищрению прибегают чаще всего при отчуждении недвижимости, используя договоры купли-продажи как самих помещений или зданий, так и долей в праве общей собственности в них.

Первым шагом такой схемы является определение имущества или доли в праве собственности по стоимости не более 25% балансовой стоимости активов. Затем имущество (доли) реализуется покупателям-посредникам, которые перепродают приобретенное реальному покупателю. Использование посредников в схеме имеет своей целью сделать конечного покупателя добросовестным приобретателем (не знал и не должен был знать о нарушениях, при которых имущество отчуждалось). Напомним, недвижимое имущество согласно абз. 2 п. 2 ст. 223 ГК РФ признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации. При этом забывается норма ст. 302
ГК РФ, которая позволяет имущество (в частности, недвижимость), приобретенное даже добросовестным приобретателем, истребовать у него, если оно выбыло из владения помимо воли первоначального собственника.

Кстати

Иски о признании взаимосвязанных сделок, представляющих собой крупную для общества сделку, недействительными и применении последствий недействительности могут предъявляться в течение одного года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

С 21 октября 2009 г. вступят в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 19.07.2009 № 205-ФЗ в ст. 79 Закона об АО и ст. 46 Закона об ООО. С этой даты суды будут отказывать в исках о признании недействительными крупных сделок, если:

  • при рассмотрении дела в суде будет доказано, что другая сторона по данной сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением требований, предусмотренных Законом об АО или Законом об ООО;
  • голосование акционера или участника, обратившегося с иском о признании крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием, недействительной, хотя бы он и принимал участие в голосовании по этому вопросу, не могло повлиять на результаты голосования;
  • не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или акционеру или участнику, обратившемуся с иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них;
  • к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения этой сделки по правилам, предусмотренным Законом об АО и Законом об ООО.

В остальных случаях, когда добросовестность приобретателя будет поставлена под сомнение (выявится его прямое или косвенное участие в нарушении требований законодательства), с приобретенным имуществом придется расстаться. А недобросовестность выявляется через признаки взаимосвязанности сделок.

Судебное видение

Показательно решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.08.2008 по делу № А54-836/2008-С15, которое 25 сентября 2009 г. поддержал ВАС РФ. В этом деле можно найти практически все классические признаки взаимосвязанности.

Суд признал договоры купли-продажи долей в общей собственности, а также объектов недвижимости взаимосвязанными сделками, совершенными без процедуры согласования органов управления продавца, применив к ним последствия недействительности.

В схеме участвовало несколько посредников, через которых имущество перепродавалось не один раз. В результате объекты, участвующие в сделках, оказались у одного приобретателя. Отдельные части здания не были связаны единым технологическим циклом, они могли использоваться по различному назначению и в соответствии со ст. 128, 129 и 133
ГК РФ выступать в качестве самостоятельных объектов гражданских прав и гражданского оборота. Но суд признал сделки взаимосвязанными, отметив общее назначение проданного имущества (использование в производственных целях) и другие признаки:

  • в результате совершенных нескольких сделок фактическим собственником имущества стало одно юридическое лицо, что указывает на единую хозяйственную цель — передачу имущества в собственность одного лица;
  • все сделки по переходу прав совершены в течение короткого промежутка времени (семь месяцев), в том числе сделки по перепродаже осуществлялись через месяц или полтора после оформления перехода прав собственности;
  • цена проданного имущества ненамного превышала балансовую стоимость имущества, наценка на перепродаваемое имущество устанавливалась незначительная, то есть актив продавался на невыгодных условиях;
  • по всем договорам денежные средства на расчетный счет продавца не перечислялись, а засчитывались в порядке взаимных расчетов, но платежные документы не позволили суду сделать выводы об основаниях оплаты и целях расчетов;
  • все фирмы-посредники, участвующие в цепочке перепродажи, зарегистрированы за несколько дней до совершения сделки, а один из посредников в момент судебного разбирательства находился в процессе ликвидации (принял решение о добровольной ликвидации);
  • все участвовавшие в оспариваемых сделках юридические лица взаимосвязаны: либо родством учредителей (физических лиц), либо совместным участием в юридических лицах; юридические лица, участвующие в схеме, регистрировались одними и теми же представителями.

Совокупная стоимость взаимосвязанных сделок превысила 50% балансовой стоимости активов первоначального собственника. Эти обстоятельства предопределили результат схемы вывода активов: сделки признаны судом недействительными с применением процедуры реституции (возврата сторонами всего полученного по сделкам).

Анализ сложившейся арбитражной практики позволяет прийти к выводу, что для квалификации сделок взаимосвязанными требуется совокупность нескольких признаков, а именно:

— преследование единой хозяйственной цели при заключении сделок;

— общее хозяйственное назначение проданного имущества;

— консолидация всего отчужденного по сделкам имущества в собственности одного лица.

Примеры подобных решений — в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 13.05.2009 по делу № А52-3080/2008, Центрального округа от 26.12.2008 по делу № А36-1023/2006, Уральского округа от 27.10.2008 № Ф09-5390/06-С4 (правомерность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 19.02.2009 № 1113/09), Западно-Сибирского округа от 31.03.2009 № Ф04-1612/2009(3866-А70-13) и Поволжского округа от 17.05.2007 по делу № А65-21164/06-СГ1-10.

Справочно

В каких случаях не требуется получать согласие органов управления на совершение крупной сделки:

для АО и ООО

  • общество состоит из одного участника (акционера), который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества;
  • сделка совершается в ходе обычной хозяйственной деятельности;

для ООО

  • в уставе закреплено, что для крупных сделок одобрения не требуется;
  • при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных Законом об ООО;
  • при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;

для АО

  • сделки связаны с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделки связаны с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.