МИРБИС: новая парадигма бизнес-образования

| статьи | печать

Наметившийся разрыв между требованиями современного бизнеса к специалистам и качеством их подготовки побуждает искать новые образовательные технологии и модели (см. «ЭЖ», 2009, № 23, 26 и 37). Наиболее известны две модели — независимые однопродуктовые бизнес-школы и университеты со встроенной бизнес-школой. Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) впервые в российской практике бизнес-образования создает новую модель, трансформируя бизнес-школу в бизнес-университет.

Бизнес-университет будет построен на основе глубокой интеграции науки, образования и бизнеса. В нем, как и в классическом вузе, деятельность будут вести по трем направлениям: научно-исследовательское, образовательное и подготовка педагогических кадров для системы высшей бизнес-школы. У каждого из них свои отличительные особенности.

Исследовательская работа по всем направлениям предполагает создание совокупности академических ценностей, формирование «научного лица» бизнес-университета, превращение его в центр притяжения исследователей и ученых. Исследования смогут обогатить образовательную и бизнес-деятельность, привнести новые уникальные технологии для таких нетрадиционных для обычного университета направлений, как консалтинг, рекрутинг и т.д.

В бизнес-университете будут проводиться прикладные исследования, формироваться научные школы по перспективным для страны направлениям. В исследовательской работе должны принимать участие также учащиеся бизнес-университета, руководители компаний, представители государственных структур.

Согласно стратегии МИРБИС обучение ориентировано на практику, его планируется осуществлять по собственным образовательным стандартам, в разработке которых примут участие зарубежные партнеры и представители бизнеса. При этом программы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • обеспечивать глубокие теоретические знания в области экономики и менеджмента;
  • отражать актуальные проблемы современного бизнеса;
  • активно использовать достижения науки в образовании;
  • формировать глобальный кругозор учащихся.

На протяжении всей своей истории бизнес-школа МИРБИС всегда оставалась финансово независимой образовательной бизнес-структурой. Благодаря этому она обладает сегодня уникальным бизнес-опытом, который собирается трансформировать и масштабировать в модель бизнес-университета, в том числе в различных коммерческих направлениях и в проектах будущего вертикально интегрированного холдинга. Это и консалтинговая, рекрутинговая, издательская деятельность, оказание деловых услуг и др.

Бизнес-университет будет участвовать в реализации совместных проектов с партнерами.

Применяемые технологии обучения сформируют у студентов профессиональные навыки, активную позицию, самостоятельность, умение работать в команде, ценностные установки. Создаваемая образовательная среда включит бизнес-инкубаторы, проектные центры, проблемные лаборатории. Вся система обучения в бизнес-университете обеспечит новое качество обучения.

Подготовка педагогических кадров для бизнес-образования направлена на понимание особенностей практико-ориентированного характера обучения, основанного на деятельностно-компетентностном подходе, а также на освоение активных образовательных технологий.

Круглые столы и семинары в бизнес-университете для преподавателей базовых дисциплин необходимы для установления связей между базовыми и прикладными дисциплинами, обеспечения преемственности программ.

Реализация масштабных образовательных и исследовательских проектов возможна лишь при широком сотрудничестве с вузами, бизнес-структурами, профессиональными ассоциациями и общественными объединениями, государственными структурами, а также с международными партнерами. Такое взаимодействие способно сделать бизнес-университет конкурентоспособным участником международного рынка бизнес-образования. Именно к этому МИРБИС и стремится.

Справка

Институт МИРБИС — старейшая бизнес-школа России (основана в 1988 г.), один из лидеров российского бизнес-образования. МИРБИС представляет многофункциональный образовательный комплекс, включающий довузовские, вузовские и послевузовские формы обучения. Основные из них аккредитованы ведущими международными ассоциациями (АМВА, EFMD,EPAS).

Сегодня МИРБИС — это 27 000 выпускников, более 1500 работающих, 7000 кв. м аудиторной площади. Партнеры МИРБИС: 181 общеобразовательная школа, 16 вузов РФ и СНГ, 87 зарубежных вузов из 47 стран мира, более 400 предприятий, банков, корпораций.

Летом 2009 г. МИРБИС вновь успешно прошел процедуру международной аккредитации AMBA по программам MBA и магистратуры. Авторитетная международная комиссия дала высокую оценку качеству образования в бизнес-школе, отметив при этом стратегию и модель бизнес-образования, направленную на создание на базе МИРБИС бизнес-университета.