Золото вновь манит нас

| статьи | печать

Летом 2009 г. остановилось падение ювелирного рынка РФ, а теперь эксперты ожидают рост отрасли.

Кризис и падение покупательной способности населения за 1-е полугодие уменьшили доходы ювелирной отрасли примерно в два раза. По данным Гильдии ювелиров России, в период кризиса 20% предприятий и магазинов приостановили работу или самоликвидировались. Теперь падение на ювелирном рынке остановилось, а осенью ожидается рост продаж золотых украшений.

По данным Гильдии ювелиров России, в 2008 г. ювелирная промышленность России насчитывала 4447 участников, в том числе 1283 предприятия и 3164 индивидуальных предпринимателя. Продукция российских ювелиров реализовалась в основном в специализированных магазинах, число которых превышало 20 000. Всего в производстве и торговле ювелирными изделиями в России в прошлом году было занято 150 000 человек.

По данным консалтинговой компании «АМИКО», объем розничного рынка ювелирных изделий в России в 2008 г. возрос на 7,5% и составил 5 млрд долл. По оценкам аналитиков, емкость рынка ювелирных изделий в России оценивается в 8,65 млрд долл. Темп роста емкости рынка за прошлый год — 4,6%.

С 2009 г. резко снизились объемы производства ювелирных изделий. По итогам I квартала оно составило 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года против 16% спада по промышленности России в целом. Снижение объемов розничной реализации ювелирных изделий за тот же период составило всего 15%.

Причин несколько.

Во-первых, в России удорожание ювелирной продукции происходит гораздо более высокими темпами, чем за рубежом: помимо роста цены золота в долларах падает курс национальной валюты. В результате на фоне снижения покупательной способностью населения цена золота за несколько месяцев выросла с 700 до 1000 руб. за грамм.

Во-вторых, на российский ювелирную отрасль стали оказывать особое давление зарубежные производители, потерявшие рынок США и других западных стран. Особую активность проявляет Индия. Ювелирные изделия ввозятся через страны СНГ практически в беспошлинном режиме.

В-третьих, по данным Гильдии ювелиров России, 30—40% отечественного рынка занимает контрабандное золото, поступающее в торговые сети под видом произведенного в России. Именно такую схему, по сведениям Федеральной службы безопасности, использовала сеть магазинов «Алтын» (напомним, вице-президент этого ювелирного холдинга Антонина Бабосюк была арестована на прошлой неделе). По мнению участников рынка, контрабанда — единственная причина, которой можно было объяснить беспрецедентно низкие цены на украшения «Алтына».

Кризис изменил структуру производства ювелирных изделий: снижение выпуска золотых изделий (45% по массе) было частично компенсировано ростом производства серебряных украшений (примерно 35—40%). «Потребители ювелирной продукции продемонстрировали верность этому виду товаров, но из-за падения доходов перешли на более дешевые изделия», — пояснил корреспонденту «ЭЖ» Владимир Тесленко, пресс-секретарь Гильдии ювелиров России.

По словам представителя профессионального сообщества, сейчас ситуация на ювелирном рынке стабилизировалась. Об этом свидетельствуют и данные Пробирной палаты о ежемесячном числе проклейменных изделий, сообщения из сотен точек розничной торговли и настроения на летних ювелирных выставках в Казани и в Сочи.

«Мне приятно заявить, что эксперты Гильдии ювелиров России отмечают тенденцию к росту и ожидают увеличение объемов продаж осенью и особенно в предновогодний период. Кстати, это согласуется с оценкой Правительства РФ о прекращении спада в промышленности и о появлении тенденций к росту», — отметил В. Тесленко.

Участники рынка надеются, что следствием оживления экономики непременно станет рост доходов населения и по русской традиции — увеличение покупок товаров народного потребления, в том числе ювелирных изделий.

Таблица

Динамика поступлений изделий в Государственную инспекцию пробирного надзора в 2008—2009 гг. (по оперативным данным)

Период

Золото

Серебро

российские изготовители

импорт

российские изготовители

импорт

млн шт.

%

млн шт.

%

млн шт.

%

млн шт.

%

Янв. 2008

3,46

0,191

1,65

1,09

Янв. 2009

2,12

–38,7

0,11

–42,9

2,73

65,5

0,73

–33,2

Янв. — февр. 2008

7,59

0,38

4,04

1,83

Янв. — февр. 2009

4,19

–44,8

0,18

–53,3

6,16

52,5

1,45

–20,8

Янв. — март 2008

11,57

0,47

6,52

2,58

Янв. — март 2009

6,38

–44,9

0,23

–51,1

9,79

50,2

2,07

–19,8

Янв. — апр. 2008

15,65

0,68

9,56

3,77

Янв. — апр. 2009

8,78

–43,9

0,29

–57,5

13,59

41,9

2,63

–30,3

Янв. — май 2008

18,88

0,86

11,88

4,62

Янв. — май 2009

10,28

–45,6

0,33

–61,6

16,33

37,5

3,13

–32,3

Янв. — июнь 2008

22,12

1,08

14,27

5,27

Янв. — июнь 2009

12,05

–45,5

0,39

–63,5

19,06

33,6

3,64

–31,0

Источник: РосЮвелирЭксперт, Российская государственная пробирная палата