Снижение издержек на упаковку

| статьи | печать

Вопросы упаковки продукции занимают немаловажное место при разработке маркетинговых мероприятий, ориентированных на потребителя. Существует большое разнообразие упаковок для одного и того же продукта. С одной стороны, это предпочтения покупателей и переход к экологически чистой упаковке, с другой — включение расходов на упаковку в цену продукта. Переход к экологически чистой упаковке — вопрос стратегический, и его решение в долгосрочной перспективе. Снижение расходов на упаковку нужно решать сегодня.

Одна из актуальных задач всех предприятий — поиск резервов снижения затрат. Одним из таких резервов может быть снижение удельного веса расходов на упаковку в структуре затрат.

Посмотрим, как решили эту проблему на одном из предприятий пищевой промышленности. Оно выпускает различные группы пищевой продукции. Продукцию одной из групп, назовем ее продукцией Х, упаковывали на расфасовочной итальянской линии в пластиковую коробочку и сверху запечатывали алюминиевой фольгой. В то время, когда устанавливали эту технологическую линию, она была прогрессивна и продукт хорошо продавался. Такой упаковке покупатели отдавали предпочтение. В кризисной ситуации продажи этой группы продукции снизились, денег за отгруженную продукцию стало приходить гораздо меньше и сроки их поступления увеличились.

Для изучения ситуации надо провести экономический анализ структуры затрат на производство данной продукции с помощью метода сумм покрытия. Результаты расчетов для группы продуктов Х приведены в табл. 1.

В графе «Итого» приведены результаты по всем группам выпускаемой продукции. Из расчетов табл. 1 следует, что доля затрат на упаковку в реализованной продукции по каждому виду продукта (Х1, Х2 и Х3) составляет 18%, а в целом по всей продукции в среднем — 14%.

Основные экономические параметры, характеризующие доходы и затраты продукции, таковы:

  • доля переменных затрат продукции группы Х в реализованной продукции (или в ее цене) составляет 58%, а по всей продукции — 57%;
  • доходность продуктов Х1, Х2 и Х3, которую характеризует величина суммы покрытия I, составляет 42%;
  • вклад трех этих продуктов в общий доход предприятия (СП I в графе «Итого») достигает 54% (19% + 23% + 12%). Иными словами, три вида продукции Х приносят 54% доходов, которые необходимы для покрытия всех других затрат и прибыли;
  • доход, который приносит 1 кг каждого вида продукции, равен 569, 587 и 508 руб. Эта величина важна для службы сбыта как индикатор при формировании предложения.

Приведенные параметры служат для управления доходностью продукции и моделирования объемов продаж при разном уровне издержек.

Анализируя сложившуюся критическую ситуацию, на совещании пришли к однозначному выводу, что резервы снижения затрат скрыты в упаковке и ее нужно изменить.

Исследования рынка показали, что цена на пластиковую упаковку с алюминиевой фольгой будет расти.

Решили создать рабочую группу специалистов предприятия, в состав которой вошли технологи, экономисты, маркетологи. Результаты работы группы показали, что необходимо заменить используемую упаковку на более дешевую и закупить новую технологическую линию по упаковке продукта в пластиковые пакеты. Новая упаковка была связана с другой технологией пленочного материала.

Сделали необходимые расчеты по окупаемости новой технологической линии.

Расчеты показали, что инвестиции в проект в размере около 1 млн руб. должны окупиться в течение года.

Предварительные исследования маркетологов показали, что упаковка продукта в пакеты позволит расширить продажи, в том числе и через выход на другие рынки. Результаты расчетов приведены в табл. 2.

Кроме изменения упаковки технологи предложили обновить продукт Х добавками, улучшив его вкусовые свойства, что позволило увеличить объем выпуска продукции группы Х с 36 981 до 80 000 кг.

Из расчетов табл. 2 следует, что при новой упаковке продукта Х расходы на нее оказались на уровне 8%. Поэтому доля переменных затрат в продукте снизилась с 58% до 56, 55 и 53%. Соответственно увеличился доход от продукции (сумма покрытия от этих трех продуктов составила 51,3 млн руб.). В первоначальном варианте величина суммы покрытия трех продуктов составляла только 20,75 млн руб.

Вклад продуктов в новой упаковке в общий доход предприятия вырос с 54 до 79% (37% + + 15% + 27%). А доход, приносимый на предприятие, — 94,3 млн руб. позволил покрыть общепроизводственные расходы, а также расходы на управление и сбыт. При этом сбыт был организован не через торговую сеть, а напрямую. Служба сбыта доставляла продукцию в магазины, минуя посредников, что дешевле для предприятия и выгоднее для покупателя.

Решение состояло в инвестировании в новую экономичную упаковку. Сегодня объем производства этого продукта достиг 62% всего объема производства и продаж продукции.

Это привело к увеличению продаж, быстрому возврату средств и позволило приобрести новую упаковочную линию в рассрочку. Деньги от покупателей стали приходить не через 60 дней, как это было прежде, а уже через 15. Расходы на линию окупились в течение полугода.

Таблица 1

Структура доходов и затрат выпускаемой продукции

№ п/п

Показатели

Продукт

Итого

Х1

Х2

Х3

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

Объем выпуска (кг)

12,9

15,02

9,06

72,56

2

Цена одной упаковки

1,23

1,26

0,243

3

Реализованная продукция

17631,4

100

21025,62

100

11010,33

100

89115,95

100

4

Затраты переменные

Сырье и материалы

6378,8

36

7425,71

35

3892,94

35

34703,22

39

5

Упаковка (вспомогательные материалы)

3110,6

18

3838,01

18

1966,13

18

12702,2

14

6

Фонд з/п производственных рабочих

802,7

5

951,16

5

550,52

5

3640,12

4

7

Итого переменные затраты

10292,1

58

12214,88

58

6409,58

58

51045,54

57

8

Сумма покрытия I (3 – 7)

7339,2

42

8810,74

42

4600,74

42

38070,41

43

9

Доля суммы покрытия продукта I (8 : 3)

19

23

12

100

10

СП на 1 кг продукта (8 : 1)

0,569

0,587

0,508

0,525

11

Общепроизводственные расходы

2565, 6

15

3053,72

15

1533,58

14

12644,41

14

12

Сумма покрытия II (8 – 11)

4773,4

27

5757,01

27

3067,16

28

25426

29

13

Административные расходы

1218,4

7

1485,14

7

786,45

7

6262,97

7

14

Расходы на сбыт

1232,76

7

1501,83

7

825,78

8

6519,31

7

15

Итого затраты на производство (7 + 11)

12857,99

73

15268,60

73

7943,17

72

63689,95

71

16

Итого затрат (13 + 14 + 15)

15309,18

87

18255,58

87

9555,39

87

76472,23

86

17

Сумма покрытия III (12 – 13 – 14)

2322,18

13

2770,04

13

1454,94

13

12643,72

14

18

Доля продукта в выпуске, % (по строке 1)

18

21

12

100

19

Доля реализованной продукции в объеме выпуска, % (по строке 3)

20

24

12

100

Таблица 2

Доходы и затраты продукции на новой упаковочной линии

№ п/п

Показатели

Продукт Х

Итого

Х1

Х2

Х3

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

Объем выпуска (кг)

45,0

15,0

20,0

129

2

Цена одной упаковки (без НДС)

0,240

0,286

0,380

3

Реализованная продукция

540 000

100

21 450

100

38 000

100

187244,12

100

4

Затраты переменные

Сырье и материалы

24111,63

45

10 050

47

15 500

41

72704,8

39

5

Упаковка (вспомогательные материалы)

4269, 77

8

1 200

6

3040

8

13679,6

7

6

Фонд з/п производственных рабочих

1758,14

3

525

2

1700

4

6538,9

3

7

Итого переменные затраты

30139,54

56

11 775

55

20 240

53

92923,3

50

8

Сумма покрытия I (СП I)

23860,46

44

9675

45

17 760

47

94320,81

50

9

Доля СП I продуктов Х1–Х3 в СП I продукта Х, %

37

15

27

10

Доля СП I продукта Х в доходе от продуктов, %

100

11

СП I 1 кг продукта (8 : 1)

0,530

0,645

0,888

0,731

12

Расходы на управление и сбыт

90 500

13

Прибыль

3820,81

2