Депутаты поправили законодательство о размещении заказов для государственных нужд

| статьи | печать

Федеральный закон от 21.07.2005 №-94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзаказе) действует уже больше месяца. Краткий комментарий этого Закона мы дали в №-32 за август 2005 года в статье «Частники поборются за госзаказы».

Суть этого Закона сводится к тому, что заключение государством и муниципальными образованиями контрактов с частными фирмами на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг начиная с 1 января 2006 года должно происходить только по результатам торгов, а также некоторых других процедур (запрос котировок и др.), позволяющих обеспечить свободную конкурентную борьбу предпринимателей за подписание контракта с государством.

Однако Закон о госзаказе противоречил не только многим федеральным законам, но и Гражданскому кодексу РФ. Привести ранее принятые нормативные акты в соответствие с этим Законом должен Федеральный закон от 02.02.2006 № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 08.02.2006.

Поправки в «экономическую конституцию»

Результатом принятия Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ стало изменение и дополнение более трех десятков законов, в том числе «экономической конституции» — Гражданского кодекса РФ.

Большая часть изменений касается внесения в ГК РФ терминов, которые употребляются в Законе о госзаказе. Но есть и более существенные поправки.

Согласно новой редакции параграфа 4 главы 30 ГК РФ любая поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться только на основе обеспечивающих конкуренцию процедур, прописанных в Законе о госзаказе.

Изменения затронули и договор подряда для государственных нужд.

1. Теперь ГК РФ узаконил заключение таких договоров не только для нужд государства, но и в интересах муниципальных образований.

2. Согласно новой редакции п. 2 ст. 764 ГК РФ, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок, заказчик (государственный или муниципальный орган) не вправе произвольно устанавливать его условия. Они должны определяться в соответствии со следующими документами: объявленными условиями торгов (условиями запроса котировок) и предложением подрядчика, признанного победителем торгов (запроса котировок).

Запретов стало больше

Увеличилось количество антимонопольных требований к проведению торгов на право заключения государственных и муниципальных контрактов. Соответствующие изменения внесены в ст. 9 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Новая редакция этой статьи предусматривает, что при проведении таких торгов не допускается «ограничение конкуренции между участниками путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с той продукцией, которая является предметом торгов». Однако в законодательстве не сказано, какая именно продукция считается не связанной с предметом торгов.

Кроме того, в перечень запрещенных при проведении торгов действий включено уменьшение для отдельных участников размера денежной суммы, которая подается в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. По замыслу авторов поправок эта мера должна предотвратить создание коррумпированными чиновниками преимущественных условий для «своих» участников торгов.

Расширился и список лиц, которым запрещается участвовать в торгах. Теперь к «персонам нон грата» кроме самого государственного или муниципального заказчика, его работников и аффилированных лиц относятся организации, привлекаемые для обеспечения проведения торгов, члены конкурсной или аукционной комиссии.

Введены новые наказания

Любые положения законодательства нуждаются в защите от нарушений. Не являются исключением и правила проведения торгов по размещению госзаказа. Поэтому законодатели ввели в КоАП РФ новые составы правонарушений и новые наказания для недобросовестных чиновников, отвечающих за организацию торгов.

КоАП РФ дополнен сразу четырьмя статьями (7.29—7.32), по которым установлен увеличенный срок давности привлечения к административной ответственности (год вместо обычных двух месяцев).

Так должностное лицо, осуществившее закупку товаров, работ, услуг без заключения государственного (муниципального) контракта на сумму, превышающую размер, установленный российским законодательством (60-тыс.-руб.), будет оштрафовано на сумму от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 7.29 КоАП РФ).

На ту же сумму придется раскошелиться чиновнику, который, чтобы дать той или иной фирме преимущество при размещении госзаказа, нарушил срок опубликования в официальном издании или на интернет-сайте извещения о проведении открытого конкурса или аукциона.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29—7.32 КоАП РФ, будут рассматривать работники Минэкономразвития России. В это ведомство претенденты на получение госзаказа, которые считают свои права ущемленными, могут заявлять о нарушениях, совершенных организаторами торгов.