Факторинг или уход от налогообложения?

| статьи | печать

До сих пор налоговые органы крайне негативно относятся к операциям факторинга, часто считая их схемой ухода от налогообложения. Так, в частности, инспекции ссылаются на отсутствие экономической обоснованности расходов, поскольку прибыль от сделок, под которые осуществлялось финансирование, значительно-меньше суммы вознаграждения, уплачиваемого банку по договору факторинга.

Финансовый агент должен передавать денежные средства под уступку денежных требований клиента к третьим лицам (должникам) в размере суммы денежных требований клиента, то есть за 100%.

В качестве подтверждения правоты налоговых инспекторов можно привести дело от 02.11.2005 №-КА-А40/9884-05, рассмотренное в ФАС Московского округа. По сделкам, заключенным организацией с клиентами, прибыль должна была составить 40 тыс. руб., в то время как вознаграждение банку по договору факторинга для осуществления данной сделки составило 9 млн руб.

Зачастую в результате таких сделок налогоплательщика признают недобросовестным и на него налагают санкции за нарушение налогового законодательства (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2005 № А10-439/05-Ф02-5882/05-С1).

С другой стороны, ФАС Северо-Западного округа рассмотрел ситуацию, когда, чтобы не уплачивать неустойку в размере 30%-от суммы сделки из-за-отсутствия денежных средств, налогоплательщик заключил договор факторинга, уплатив финансовому агенту вознаграждение — 15% от суммы сделки. Суд решил, что в этом случае заключение договора факторинга является экономически обоснованным, так как привело к меньшим убыткам, чем те, которые могли возникнуть вследствие несвоевременной оплаты обществом товара поставщику (Постановление ФАС Северо-Западного округа от-01.09.2005 №-А56-11266/04).

Минфин РФ в Письме от 29.11.2005 №-03-03-04/1/380 попытался установить определенные рамки для данной ситуации. В финансовом ведомстве напомнили, что такая сделка соответствует ст. 824 ГК РФ и является договором финансирования под уступку денежного требования.

Этот договор является возмездным и предполагает возмещение клиентом финансовому агенту определенного договором денежного вознаграждения.

Минфин решил, что, как правило, финансовый агент должен передавать денежные средства под уступку денежных требований клиента к третьим лицам (должникам) в размере суммы денежных требований клиента, то есть за-100%.

При этом клиент оплачивает услуги финансового агента, которые заключаются в анализе текущего состояния денежных требований к должникам, и контроле за своевременностью их оплаты, а также иные финансовые услуги, связанные с денежными требованиями, ставшими предметом уступки.

Наличие средств у налогоплательщика на всех счетах банка, кредитные ставки в других банках, размер возможных убытков от просрочки платежа, а также наличие схем, направленных на уклонение от уплаты налогов, определяют экономическую обоснованность расходов при осуществлении уступок права требования.

Минфин считает, что расходы по оплате услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций могут быть учтены в составе прочих расходов, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), или в составе внереализационных расходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией, если эти услуги экономически оправданны в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

В частности, расходы в виде фиксированного сбора за обработку одной поставки можно учитывать в соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на оплату услуг банка.

Далее в Письме Минфин попытался выделить часть платежей по факторингу в отдельную группу. Так, например, по мнению финансового ведомства, если-организация-клиент должна согласно заключенному договору возвратить банку ранее перечисленную ей сумму в случае непогашения должником дебиторской задолженности, а плата за факторинговое обслуживание исчисляется в установленном заранее порядке от суммы, ранее перечисленной на счет организации клиента, то эти обязательства организации по факторинговому договору можно рассматривать в качестве долговых.

В этом случае выраженную в процентах плату за факторинговое обслуживание следует считать как обычную плату за пользование денежными средствами, аналогичную процентам по договору займа, кредита, иным долговым обязательствам (ст. 265 НК РФ)

Ну а размер процентов по кредитам, относимый к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, определяется с учетом положений ст. 269 НК РФ.

Справедливости ради следует сказать, что арбитражные суды в такие детали расчетов по договору факторинга не вникают.

Так, например, ФАС Московского округа не согласился с позицией налоговой инспекции, которая посчитала, что налогоплательщик может отнести расходы на вознаграждение банку по договору факторинга в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза.

Суд решил, что обязательство по договору факторинга вообще не подпадает под понятие долгового обязательства в соответствии с п.-1 ст.-269 НК РФ и, следовательно, отсутствует необходимость в определении предельной величины затрат исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 1,1.

В результате было признано экономически обоснованным вознаграждение банку в сумме, превышающей 2,5 млн руб. (Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2005 №-КА-А40/7021-05). Аналогичной позиции придерживается и ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.11.2005 №-Ф09-4898/05-С7.

Следует отметить, что, исследуя арбитражную практику по данному вопросу, обращает на себя внимание большой процент дел, которые были возвращены в суд первой инстанции для повторного рассмотрения.

Федеральные арбитражные суды при новом рассмотрении дел требуют проверить экономическую оправданность понесенных расходов и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода, наличие средств у налогоплательщика на всех счетах банка, кредитные ставки в других банках, размер возможных убытков от просрочки платежа, а также наличие схем, направленных на уклонение от уплаты налогов.

Именно эти факторы и определяют в настоящее время экономическую обоснованность расходов при осуществлении уступок права требования.

Факторинг — финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью:

  • незамедлительного получения большей части платежа;
  • гарантии полного погашения задолженности;
  • снижения расходов по ведению счетов.


    Обычно клиентом является поставщик, уступающий факторинговой компании право получения платежа за поставленные товары или оказанные услуги.

    Факторинговая компания сразу оплачивает клиенту от 70 до 90% требований в виде кредита, а остаток (за вычетом процента за кредит и факторинговой комиссии за услуги) предоставляется после взыскания всего долга.