Какой «футбол» нам нужен

| статьи | печать

За счет чего российские компании могут успешно конкурировать на глобальных рынках с международными корпорациями? Прежде всего нам нужно научиться быстрее и гибче реагировать на изменение ситуации на рынке, повышать производительность труда и концентрировать ресурсы на ключевых направлениях своей деятельности, считают участники конференции «Конкурентоспособная Россия. Бизнес на пути к глобальной конкуренции».

Чтобы выстоять в глобальной конкуренции, отечественным компаниям необходимы сопоставимые по масштабам мировой экономики объемы ресурсов. Российские же предприятия, как правило, на порядок меньше зарубежных, поэтому и силенок для соревнования с транснациональными корпорациями у них явно не хватает.

Кроме того, нашим фирмам нужно стать лучшими в производстве своей продукции, причем не на российском, а мировом уровне. Пока же отечественный бизнес не смог создать практически ничего нового по сравнению с теми товарами, которые предлагаются на западных рынках.

По мнению Александра Печерского, директора ИКФ «Альт», опыт восточноевропейских компаний, которые уже успели интегрироваться в мировую экономику, показывает, что недостаточный размер своих ресурсов они сумели компенсировать скоростью и гибкостью реакций на изменения внешней среды, способностью быстро принимать решения и реализовывать их в сжатые сроки.

Самая распространенная стратегия отечественных компаний — лидерство по издержкам — позволяет использовать дешевые природные и человеческие ресурсы, но неизбежно приводит их к столкновению с продукцией индийских и китайских предприятий. Поэтому сегодня крайне важно трансформировать борьбу за снижение затрат в соревнование за увеличение производительности труда, причем за счет внедрения новых технологий и оборудования.

Большинство крупных и средних отечественных предприятий старались в 90-х годах снизить риски ведения бизнеса за счет его диверсификации и создавали по 3—4 не связанных между собой вида деятельности. В результате и без того ограниченные ресурсы российских компаний распылялись и перспективы развития каждого отдельного направления становились туманными.

Преодолеть разбросанность финансовых средств, материальных и людских резервов можно, лишь обеспечив концентрацию и фокусировку на ключевом бизнесе и связанных с ним задач. Стремление занять лидирующие позиции в мире по производству сразу нескольких различных видов продукции иначе как утопией не назовешь…

Провести эффективную модернизацию отечественных компаний практически невозможно, считает Александр Идрисов, управляющий партнер консалтинговой фирмы «Стратегика». Пока мы раскачиваемся и мучительно медленно внедряем современные технологии, зарубежный бизнес уходит вперед.

Разрыв компетенций можно преодолеть, приобретая в Западной Европе средние компании, которые сейчас сталкиваются с ростом расходов на экологию и электроэнергию, высокой налоговой нагрузкой и теряют свою конкурентоспособность.

Успешным примером такой «бизнес-трансплантации» стала покупка концерном «Тракторные заводы» 80% акций бельгийской фирмы «Силватэк», которая является лидером в производстве техники для заготовки леса.

В результате наша компания получила прямой доступ к самым современным технологиям и методам менеджмента в этой отрасли. Одновременно концерн «Тракторные заводы» повысил эффективность работы новой дочерней компании за счет перевода производства комплектующих в Россию и расширения рынка сбыта на территорию нашей страны.

Нельзя сказать, что идея приобретать современные фирмы за рубежом является новой для нашего бизнеса, который активно скупал иностранные активы в течение 90-х годов. Просто сейчас она носит вполне легальный характер, а перенос части производства в РФ действительно будет стимулировать модернизацию нашей экономики. Во всяком случае, это лучше, чем покупать футбольные клубы в других странах…