Расходы на НИОКР («Бухгалтерское приложение», № 19, 2006 г.)

| статьи | печать

Изменения, внесенные законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ в порядок списания расходов для целей налогообложения прибыли, коснулись и расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В нашей статье разъяснен порядок отражения расходов на НИОКР в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет

Расходы на НИОКР и технологические работы признаются в бухгалтерском учете на основании ПБУ17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н. Это Положение применяют организации, которые выполняют НИОКР собственными силами или являются по договору заказчиком указанных работ.

В бухгалтерском учете информация о расходах на НИОКР и технологические работы отражается в качестве вложений во внеоборотные активы. Аналитический учет по таким расходам ведется обособленно по видам работ, договорам.

Единицей бухгалтерского учета расходов на НИОКР является инвентарный объект. Он представляет собой совокупность расходов по выполненной работе, результаты которой используются в производстве продукции или для управленческих нужд.

Расходы признаются, если:

— сумма расходов может быть определена и подтверждена;

— выполнение работ документально подтверждается (акт приемки выполненных работ и тому подобное);

— использование результатов работ для производственных и управленческих нужд ведет к получению дохода;

— использование результатов может быть продемонстрировано.

Если хотя бы одно из условий не выполняется или если затраты на НИОКР не дали положительного результата, то такие расходы включают в состав внереализационных расходов.

В состав расходов при выполнении НИОКР и технологических работ включаются:

— стоимость МПЗ и услуг сторонних организаций;

— зарплата и другие выплаты работникам, которые заняты выполнением данных работ по трудовому договору;

— отчисления на социальные нужды (в том числе ЕСН);

— стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для испытаний и исследований;

— амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых для работ, связанных с НИОКР;

— затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений;

— общехозяйственные расходы, связанные с НИОКР;

— прочие расходы.

Расходы на НИОКР списываются на расходы по обычным видам деятельности с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором начато фактическое применение полученных результатов в производстве продукции, либо для управленческих нужд.

Списание производится: либо линейным способом (равномерно в течение принятого срока), либо применяется способ списания расходов пропорционально объему продукции (исходя из объема продукции и соотношения общей суммы расходов по конкретной работе и всего предполагаемого объема продукции за весь срок применения результатов).

Срок списания определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования, полученных результатов, в течение которого организация может получать экономические выгоды. Но не более пяти лет.

ВНИМАНИЕ!

Срок полезного использования не может быть больше срока деятельности организации.

В течение отчетного года списание расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности производится равномерно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа списания.

 

Налоговый учет

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 4 п. 1. ст. 253 НК РФ). Из п. 1 ст. 262 НК РФ следует, что к ним относятся расходы:

— связанные с созданием новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство;

— на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, который предусмотрен Законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон № 127-ФЗ).

Налоговый кодекс не устанавливает конкретного определения НИОКР. А согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины различных отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. Поэтому понятия НИОКР, рассматриваемые в НК РФ, расширяются до границ, определенных нормами ГК РФ и Законом № 127-ФЗ.

Гражданское законодательство дает следующее понятие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Итак, в ст. 769 ГК РФ установлено, что предметом договора на выполнение научно-исследовательских работ является проведение обусловленных техническим заданием заказчика научных исследований, а предметом договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработка образца нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии.

Подтверждением осуществления научно-исследовательских работ является документально оформленная и подтвержденная расчетами информация. А для опытно-конструкторских работ результатом могут быть как опытные образцы новой техники, так и технологическая документация на внедрение новой техники и технологи.

К подобному решению пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 11.10.2002 № А56-17291/02.

СПРАВКА

В ст. 2 Закона № 127-ФЗ дано определение научно-исследовательской деятельности — это деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные и прикладные научные исследования. К прикладным научным исследованиям относятся исследования, которые направлены преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и конкретных задач. В Законе также сформулировано понятие экспериментальных разработок. К ним относится деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленная на сохранение жизни, здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Так как четкого определения расходов на НИОКР нет, возникают спорные ситуации между налоговыми органами и налогоплательщиками.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Один из таких споров приведен в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.04.2005 № Ф08-1522/ 2005-622А.

Организация заключила договор с исполнителем на создание научно-технической продукции. В договоре было указано, что исполнитель обязан разработать техническое задание и выполнить по нему системное и прикладное программное обеспечение для системы «Учет экспортного груза». Организация для целей налогообложения прибыли учла эти расходы на основании подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. По норме этого подпункта учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем. Однако налоговая инспекция посчитала (до внесения изменений в ст. 262 НК РФ), что расходы организации следовало списывать как расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в течение трех лет.

Судьи согласились с позицией налоговых органов, аргументируя свое решение тем, что расходы организации на разработку программного обеспечения для действующей системы, которая предназначена для ; оказания обществом услуг, направленных на усовершенствование производимой налогоплательщиком продукции, товаров, работ, услуг. В Постановлении отмечается, что при приобретении права на использование уже готового программного продукта в расходы на оплату результата НИОКР не входят расходы продавца на разработку данного товара. А по договору на создание научно-технической продукции в расходы налогоплательщика включают оплату всех расходов исполнителя на разработку программного продукта. В связи с этим подобные расходы следует учитывать в порядке ст. 262 НК РФ.

К расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки относятся, в частности, расходы на изобретательства (п. 1 ст. 262 НК РФ).

СПРАВКА

Понятие изобретательства Налоговый кодекс не объясняет. Поэтому обратимся к Патентному закону Российской Федерации от 23.09.92 № 3517-1. Согласно ст. 4 данного Закона в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение явля-; ется новым, если оно не известно из уровня техники.

При установлении новизны изобретения в уровень техники включаются все поданные в РФ другими лицами заявки на изобретения и запатентованные в РФ изобретения при условии их более раннего приоритета.

Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

Таким образом, при выполнении перечисленных условий расходы могут быть признаны расходами на изобретательство, которые организация вправе учитывать в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ.

Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные организацией самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), так же как и на основании договоров, по которым она выступает заказчиком, признаются для целей налогообложения после завершения исследований и разработок. При этом сторонами должен быть подписан акт сдачи-приемки. С 01.01.2006 такие затраты включаются в состав расходов в течение двух лет при условии использования исследований и разработок в производстве или реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования. Если расходы на НИОКР не дали положительного результата, они также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере фактических расходов.

ПРИМЕР 1

НИОКР дали положительный результат.

000 «Надежда» завершило научные исследования в апреле 2006

года. Фактические расходы составили 240 000 руб. Научно - техническую информацию организация начала применять с 10.05.2006.

Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли:

2006 год — 80 000 руб. (240 000 руб. : 24 х 8 мес);

2007 год — 120 000 руб (240 000 руб. : 24 х 12 мес);

2008 год — 40 000 руб. (240 000 руб. : 24 х 4 мес). Расходы на НИОКР в сумме 240 000 руб. включаются в состав прочих расходов в период с 01.05.2006 по 30.04.2008 (в течение двух лет).

Примечание: если бы расходы были осуществлены до 01.01.2006, они включались бы в состав расходов для целей налогообложения прибыли равномерно в течение трех лет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были завершены исследования.

ПРИМЕР 2

НИОКР не дали положительного результата. 000 «Екатерина» выполнило работы, связанные с созданием нового оборудования. Разработка оборудования завершена в марте 2006 года. Фактические расходы составили 360 000 руб. Проведенные опытно-конструкторские работы не дали положительного результата.

Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли:

2006 год — 90 000 руб. (360 000 руб. : 36 х 9 мес.)

2007 год — 120 000 руб. (360 000 руб. : 36 х 12 мес.)

2008 год — 120 000 руб. (360 000 руб. : 36 х 12 мес)

2009 год — 30 000 руб. (360 000 руб. : 36 х 3 мес). Следовательно, расходы на НИОКР, которые не дали положительного результата, включаются в состав прочих расходов в сумме 360 000 руб. за период с 01.04.2006 по 31.03.2009 (в течение трех лет).

Примечание: если бы расходы, которые не привели к результату, были осуществлены до 01.01.2006, то они бы включались в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не пре-: вышающем 70% фактически осуществленных расходов.

Теперь рассмотрим следующий момент. Допустим, организация произвела затраты на НИОКР в июне 2003-го и мае 2004 года, при этом часть из них не дала положительного результата. Можно ли включить в состав расходов в 2006 году оставшиеся 30% затрат по работам, выполненным в 2003 и 2004 годах, но не давшим положительного результата, по которым по состоянию на 01.01.2006 не списано в состав затрат 70% стоимости работ?

По этому поводу Минфин в Письме от 16.11.2005 № 03-03-04/1/370 сообщает следующее. В соответствии со старой редакцией п. 2 ст. 262 НК РФ расходы на НИОКР, которые не дали положительного результата, подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70% фактически осуществленных расходов. Расходы на НИОКР, не давшие положительных результатов, будут списываться равномерно в размере фактически осуществленных расходов в течение трех лет.

Пунктом 4 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с п. 15 ст. 1 и ст. 8 Закона № 58-ФЗ изменения в ст. 262 НК РФ вступили в силу с 01.01.2006. При этом поскольку Федеральным законом не предусмотрено, что положения п. 15 ст. 1 имеют обратную силу, то они распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006.

Таким образом, порядок признания расходов на НИОКР, который действует с 01.01.2006, не может применяться к НИОКР, которые были завершены до указанной даты.

В связи с этим чиновники пришли к выводу, что организация не может включить в состав расходов в 2006 году 30% расходов по НИОКР, завершенным в 2003 и 2004 годах и не давшим положительного результата. Такие расходы включаются в состав расходов в течение трех лет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные исследования, в размере, не превышающем 70% фактически осуществленных расходов.

ВНИМАНИЕ!

Организации, зарегистрированные и работающие на территории особых экономических зон, признают расходы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором ; они осуществлялись, в размере фактических затрат.

В случае если в результате произведенных расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки организация получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 3 ст. 257 НК РФ), то эти права признаются нематериальными активами (п. 5 ст. 262 НКРФ).

СПРАВКА

В расходы на НИОКР не включаются расходы, связанные с подготовкой и освоением новых производств, цехов, агрегатов, учитываемые в составе прочих расходов в соответствии с подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ. Не относятся к расходам на НИОКР и расходы на внедрение в производство новой продукции и технологии, которое учитывается как затраты на производство, не давшее продукции в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Расходы на формирование фондов НИОКР

Пункт 1 ст. 262 НК РФ разрешает принимать на расходы для целей налогообложения прибыли расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений, признаются для целей налогообложения в пределах 0,5% доходов налогоплательщика (п. 3 ст. 262 НК РФ).

Расходы отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР в виде отчислений на формирование Российского фонда технологического развития учитываются без ограничений.

При осуществлении расходов в форме отчислений на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР необходимо учитывать, в какой форме зарегистрированы данные фонды. Если отраслевой фонд является некоммерческой организацией, то расходы в виде отчислений на формирование фонда финансирования не учитываются для целей исчисления налога на прибыль (п. 34 ст. 270 НК РФ). В этом пункте сказано, что не учитываются в составе расходов суммы целевых отчислений, которые направлены некоммерческим организациям на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ. К этим целям, в частности, относятся целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также других отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (подл. 1.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Предельная величина отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР рассчитывается в отчетном налоговом периоде исходя из показателя выручки от реализации. Она определяется на основании ст. 249 НК РФ на отчетную дату нарастающим итогом.

ПРИМЕР 3

000 «Вымпел», коммерческая организация, в соответствии с договором произвело отчисления в отраслевой внебюджетный фонд, зарегистрированный в порядке, предусмотренном Федеральным законом «0 науке и государственной научно-технической политике». В первом квартале 2006 года в фонд перечислена сумма 180 000 руб. Выручка составила 20 000 000 руб.

Произведем расчет:

20 000 000 руб. х 0,5% = 100 000 руб. — данную сумму организация вправе принять для целей налогообложения прибыли; 180 000 руб. - 100 000 руб. = 80 000 руб. — данные отчисления не включаются в состав расходов.

Допустим, что финансирование прекращено, а выручка по итогам следующего отчетного налогового периода (полугодия 2006 года) составит 22 000 000 руб.

В связи с тем что выручка для расчета предельного размера нормируемых расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, в прочие расходы организация отнесет сумму 110 000 руб. (22 000 000 руб. х 0,5%). До 01.01.2004 такие расходы должны были приниматься в соответствии с перечнем фондов НИОКР, утвержденным Правительством РФ в соответствии с Законом № 127-ФЗ. Однако этот перечень не был утвержден. В связи с этим возникали спорные ситуации относительно включения отчислений в состав расходов ; для целей налогообложения прибыли.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Анализ судебной практики показывает, что встречаются дела, в которых арбитры признали действия налогоплательщиков правомерными. Примером может служить Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2004 № Ф04-5129/2004/А45-3128-15. Налогоплательщик полагал, что расходы на формирование фондов НИОКР учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ. Позиция налогового органа заключается в следующем. В соответствии со ст. 262 НК РФ расходы на формирование фондов НИОКР учитываются в целях налогообложения прибыли по перечню фондов, утвержденному Правительством РФ. Следовательно, отсутствие указанного перечня лишает налогоплательщика права учесть в целях налогообложения прибыли расходы на формирование фондов НИОКР. В данном случае налоговый орган провел камеральную проверку декларации по налогу на прибыль за 2002 год, ; где налогоплательщик учел в целях налогообложения прибыли расходы на формирование фондов НИОКР. Изменения, внесенные в ст. 262 НК РФ, исключающие необходимость существования вышеназванного перечня фондов НИОКР, вступили в законную силу с 01.01.2004. А камеральная проверка проведена за 2002 год. Решением арбитражного суда требования налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на прибыль, суммы пеней и штрафа удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции указал, что позиция налогоплательщика соответствует ст. 262 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ. В результате суд установил, что отсутствие утвержденного Правительством РФ перечня фондов НИОКР (до 01.01.2004) не является основанием для отказа налогоплательщику в праве на учет в целях налогообложения прибыли расходов на формирование фондов НИОКР.

Льготы по НДС

К операциям, не подлежащим обложению НДС, относится, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (подп. 16 п. 3 ст. 149 НКРФ):

— за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

— учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

В связи с изменениями, внесенными Законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», в вышеуказанной норме появилось понятие «научные организации».

Определения научной организации в НК РФ нет, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ следует применять его в значении, которое используется в других отраслях законодательства. Для этого обратимся к Закону № 127-ФЗ.

Согласно п. 5 этого Закона под научной организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, которые осуществляют в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников, действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструктор-ские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Основным видом деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а для некоммерческой организации — вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года средняя численность работников имеет наибольший удельный вес в общей численности организации {Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.99 № 975).

Основной вид деятельности ежегодно подтверждается в порядке, установленном Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.02.2002 № 12. При этом в соответствии с п. 3 этого Порядка для подтверждения основного вида деятельности необходимо ежегодно в срок до 1 апреля представлять в соответствующий исполнительный орган Фонда социального страхования заявление о подтверждении основного вида деятельности и справку — подтверждение основного вида деятельности.

Следовательно, под учреждением науки (научной организацией), в том числе в целях применения налога на добавленную стоимость, принимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, подтвердившая в указанном Порядке факт осуществления в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность. К такому выводу пришли налоговые органы в Письме от 15. 03.2006 № ММ-6-03/247®. Это разъяснение согласовано с Минфином России (Письмо от 13.02.2006 № 03-04-15/33).

Ранее обязательным условием отнесения организации к научной являлось свидетельство о государственной аккредитации, которое выдавалось Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Свидетельство о государственной аккредитации получала научная организация, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составлял не менее 70% общего объема выполняемых вышеуказанной организацией работ и уставом которой в качестве одного из органов управления предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет.

Свидетельство о государственной аккредитации являлось основанием для предоставления научной организации льгот по уплате налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.

Однако анализ арбитражной практики показывает, что для того чтобы организация воспользовалась льготой по НДС, наличие свидетельства о государственной аккредитации не обязательно. К такому выводу пришли судьи в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2004 № А 33-7632/03-СЗ-Ф02-753/04-С1 и Северо-Западного округа от 18.11.2004 № А05-3721/04-20.

В настоящее время такой проблемы не существует в связи с тем, что 16.07.2005 вступил в силу Закон от 30.06.2005 № 76-ФЗ, которым признаны утратившими силу положения законодательных актов Российской Федерации по вопросам государственной аккредитации научных организаций.

Для того чтобы получить право на льготу, необходимо иметь договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и подтверждающие первичные документы.

Такая же позиция изложена в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.02.2005 № А54-3155/03-С21. В данном споре организация утверждает, что она является учреждением науки. При этом она выполняла именно опытно-конструкторские работы, которые не облагаются НДС.

Позиция налогового органа заключается в том, что на основании договоров на создание научно-технической продукции общество осуществляло поставку продукции, а не выполняло НИОКР. В связи с этим организация не имела право на льготу.

Для разрешения спора суд решил определить правовую природу договора. В связи с этим был принят во внимание п. 1 ст. 769 ГК РФ. Суд указал, что при отнесении работ к НИОКР следует исходить из характера деятельности, который отражен в конкретных договорах и первичных документах. Таким образом, эти договоры являются по своей сути договорами на выполнение опытно-конструкторских работ. К тому же к договорам приложены технические задания, спецификации, акты сдачи-приемки и разработаны образцы нового изделия.

Суд отклонил утверждение налоговиков о том, что заявитель не имеет права на льготу по НДС из-за того, что у общества объем выполненных работ составляет менее 70% от общего объема выполненной продукции (работ, услуг). Ведь подл. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ связывает право на льготу по НДС со статусом организации как научного учреждения и с фактом выполнения на основе хозяйственных договоров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.