Трудовые коллизии с участием главбуха

| консультации | печать
Ситуации, которые возникают у работодателей на практике, порой невозможно предусмотреть. Например, что делать, если главбух оказался слишком болтливым и легко выдает секреты о зарплатах сотрудников? В другом случае главбух на аутсорсинге поставил в трудовой книжке увольняемого не ту печать. Как исправить
такую ошибку? Нередко работодателей ставят в тупик и просьбы сотрудников.

Принимаем на работу главного бухгалтера. Как установить материальную ответственность?

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с главным бухгалтером (ч. 2 ст. 243 ТК РФ). В частности, такую ответственность можно установить за неправильные действия работника, приведшие к уплате штрафных санкций, пеней, несвоевременную и неправильную уплату налогов и иных обязательных платежей. Если сумма ущерба превысит среднемесячный заработок главбуха, взыскать ущерб можно только в судебном порядке. Причем придется доказать, что ущерб причинен именно неправильными действиями главного бухгалтера (ст. 248 ТК РФ).

Кроме того, если главбух привлечен к полной материальной ответственности, согласно ст. 248 ТК РФ удержания не должны превышать 20% причитающейся работнику зарплаты — при удержаниях на основании распоряжения работодателя и 50% — при удержаниях по исполнительному листу. Когда одновременно с возмещением материального ущерба удерживаются алименты на несовершеннолетних детей и т.п., общий размер удержаний не может превышать 70% зарплаты.

Если трудовым договором не установлена полная материальная ответственность, возлагается ограниченная материальная ответственность — в пределах среднего заработка (ч. 2 ст. 243 ТК РФ и п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Наш главбух имеет привычку обсуждать с другими зарплаты работников. Можно ли его наказать?

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). В частности, к персональным данным относятся: год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы.

Бухгалтер, имеющий доступ к персональным данным, не вправе сообщать эту информацию о работнике третьей стороне без письменного согласия самого работника. Распространение персональных данных работника без его письменного согласия грозит бухгалтеру привлечением к дисциплинарной (в том числе увольнение «по статье»), материальной, административной и уголовной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Обратите внимание: увольнение на основании подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — мера дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 192 ТК РФ) и оформляется в соответствии с требованиями ст. 193 ТК РФ.

В связи с проверкой отозвали из отпуска главбуха. Теперь он пишет заявления на отпуск по пять дней: с понедельника по пятницу. Можно ли ему отказать?

Неиспользованная часть отпуска работника, отозванного из отпуска, должна быть предоставлена этому работнику в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ст. 125 ТК РФ). И если работник обратится с заявлением о предоставлении части отпуска с понедельника по пятницу, работодатель обязан предоставить отпуск в указанный период.

Работаю по совместительству бухгалтером у нескольких работодателей. При внесении записи об увольнении в трудовую книжку одного из сотрудников по ошибке поставила не ту печать. Как исправить эту ошибку?

При увольнении (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы у данного работодателя, заверяют подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек1. Неправильную запись об увольнении, заверенную «чужой» печатью, нужно признать недействительной и внести правильную запись (п. 30 упомянутых правил). Порядок исправления записей в трудовой книжке указан в п. 1.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек2. После записи последней в данном разделе проставляют следующий порядковый номер, дату внесения записи, в графе 3 указывают: «Запись за номером таким-то недействительна». После этого делают правильную запись, в графе 4 повторяют дату и номер приказа (распоряжения) и заверяют надлежащей печатью.

1 Утверждены постановлением Правительства рф от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»

2 Утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69