Принимая на работу безвизового иностранца, работодатель должен уведомить органы ФМС и службу занятости

| консультации | печать
Мы собираемся принять на работу в организацию четырех иностранцев, граждан Армении. Они имеют временную регистрацию в нашем городе. Что требуется от нас как работодателя в плане взаимодействия с миграционной службой (представить документы, уведомить и т.д.)? Какие документы нужно иметь иностранцам для такого трудо­устройства? Какая ответственность за несоблюдение правил?

Иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность в России на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Для того чтобы российский работодатель легально мог привлекать к работе иностранцев, необходимо соблюдение требований, установленных Законом № 115-ФЗ.

В том случае, когда работодатель заключает трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, ­­работодатель освобожден от обязанности получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (подп. 1 п. 4.59 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Отметим, что граждане Армении въезжают на территорию Российской Федерации без оформления виз (Соглашение от 25.09.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения). Поэтому, принимая на работу граждан Армении, работодатель не должен получать специальное разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Но сам работник должен иметь разрешение на работу в Российской Федерации (п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Работодатель или заказчик работ (услуг) вправе заключать трудовой или гражданско-правовой договор только с теми иностранцами, которые имеют разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). При этом следует иметь в виду, что работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Ответственность за привлечение на работу иностранцев при отсутствии у них разрешения на работу установлена п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. За это правонарушение предусмот­рен штраф в размере:

  • для должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Если работодатель находится в Москве или Санкт-Петербурге, то размер штрафа будет выше:

  • для должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 руб. (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Вместе с тем работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС России о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Уведомление также должно быть направлено в территориальную службу занятости. Уведомление составляется по форме, утвержденной приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

При уведомлении органов миграционной службы и службы занятос­ти необходимо особо внимательно отнестись к соблюдению сроков таких уведомлений. Уведомить территориальный орган ФМС России и службу занятости работодатель обязан в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 2 Порядка представления работодателями уведомления о заключении трудового договора, утв. приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147).

За неуведомление о заключении трудового договора с иностранцем установлен административный штраф в размере от 35 000 до 50 000 руб. для должностных лиц и от 400 000 до 800 000 руб. для организаций, либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ). Для организаций-работодателей, находящихся в Москве или Санкт-Петербурге, размер штрафа также будет выше (п. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Довольно часто работодателей привлекают к административной ответственности за несвое­временное уведомление миграционной службы. Однако Пленум ВАС РФ по этому вопросу разъяснил, что административный штраф, предусмот­ренный п. 3 ст. 18.15 ­КоАП РФ, устанавливается за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Если на момент составления протокола об административном правонарушении работодатель уже уведомил миграционную службу, он не может быть привлечен к административной ответственнос­ти (постановление ФАС Московского округа от 29.12.2012 по делу № А40-67993/12-121-643).