Юбилейная книга для сотрудников и партнеров

| консультации | печать
Наша организация готовится отметить круглую дату — 20 лет с момента образования. По этому случаю было решено заказать в типографии выпуск ограниченного количества юбилейных книг, которые впоследствии будут презентованы как работникам, так и контрагентам. Нужно ли в данном случае начислять НДС с подарков, а также вправе ли мы списать на ­затраты стоимость услуг типографии?
Илья Смородинов, г. Москва

Начислять НДС или нет

Вручение подарочных изданий работникам и контрагентам есть не что иное, как передача права собственности на них на безвозмездной основе. Поэтому, на наш взгляд, соответствующая операция должна облагаться НДС. Ведь для целей обложения НДС реализацией признается также передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Такой вывод согласуется с позицией конт­ролирующих органов (письма Минфина России от 22.01.2009 № 03-07-11/16 и от 10.04.2006 № 03-04-11/64, а также УФНС России по г. Москве от 19.08.2013 № 13-11/083321@). При этом налоговая база по данной операции рассчитывается в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ. Согласно этой норме Кодекса при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как рыночная стои­мость данных товаров.

Арбитражная практика по вопросу ­обложения НДС стоимости подарков, переданных работникам организации, в большинстве случаев на стороне налоговиков. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 22.05.2013 по делу № А14-10046/2012 указал, что вручение новогодних подарков работникам не относится к поощрению за труд ­либо оплате труда, а потому общество должно было исчислить и уплатить НДС. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по делу № А33-15579/2010 и от 27.09.2011 по делу № А33-13342/2010, Центрального ­округа от 02.06.2009 по делу № А62-5424/2008 и др.

Правда, в некоторых случаях компаниям удается отстоять доначисления НДС со стоимости подарков для работников. Один из примеров тому — постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 по делу № А26-12427/2009. В этом споре налоговые органы настаи­вали на том, что передача подарков (включая детские) работникам компании является безвозмездной передачей. Принимая сторону налогоплательщика, суды указали, что передача детских новогодних подарков сотрудникам была связана с наличием трудовых отношений и относилась к системе поощрения работников в соответствии со ст. 191 ТК РФ. Действия предприятия не являлись безвозмездной передачей товаров, и следовательно, объекта обложения НДС не ­возникало.

Как мы уже отметили, безопаснее начислить НДС при вручении юбилейных изданий как работникам, так и контр­агентам. Тем более что в этом случае у организации будут все основания, чтобы принять к вычету суммы налога по счетам фактурам, выставленным типографией за оказанные услуги.

Как известно, Налоговый кодекс связывает право на вычет по НДС с соблюдением трех обязательных условий, преду­смотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно:

■ товары (работы, услуги) приобретены для использования в облагаемых НДС операциях;

■ на руках у налогоплательщика имеется счет-фактура, выставленный продавцом;

■ товары (работы, услуги) приняты на учет на основании соответствующих первичных документов.

Поскольку все три условия выполняются, ничто не мешает организации воспользоваться данным ей правом на вычет.

Подарки только за свой счет

Расходы на издание подарочных книг как для работников, так и для контр­агентов при определении налоговой базы по налогу на прибыль учесть нельзя. Это связано с тем, что согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при расчете налога на прибыль в расходы не включается стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России. Так, в письмах от 08.10.2012 № 03-03-06/1/523 и от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653 чиновники отметили следующее. Несмотря на то что вручение подарков клиентам направлено на формирование положительного имиджа и укрепление деловых связей, организация не вправе списать их стоимость на расходы в силу прямого запрета на то п. 16 ст. 270 НК РФ. Финансисты категоричны и в отношении презентов для персонала. По их мнению, расходы в виде выплат по случаю даты создания организации не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку они не связаны с производственными результатами работников и, следовательно, не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 24.04.2013 № 03-03-06/1/14283, от 15.03.2013 № 3-03-10/7999, от 22.11.2012 № 3-04-06/6-329 и др.).

Свежая арбитражная практика по данному вопросу отсутствует, но известно, что раньше суды разделяли позицию конт­ролирующих органов. Например, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 23.01.2006 № А17-2341/5/2005 пришел к выводу, что приобретенные организацией подарки (конфеты, цветы, продукты) к праздникам (8 Марта, Новому году) использовались организацией не для производственных целей, а потому соответствующие расходы не должны были учитываться при налогообложении прибыли.