ДМС для сотрудницы в декрете

| консультации | печать
В январе заключили со страховой компанией договор добровольного медицинского страхования сотрудников. Срок договора — один год. Сейчас одна из застрахованных сотрудниц ушла в декрет. Вправе ли наша компания признать расходы на страхование этой работницы в целях налогообложения прибыли?
В. Степанова, г. Курск

По нашему мнению, компания вправе признать такие расходы. Cогласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по до­говорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ на ведение соответствующих видов деятельности. В частности, такими расходами признаются платежи по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. При этом действует следующее ограничение: данные платежи учитываются в составе расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

Есть мнение, что компания не вправе учитывать расходы по добровольному медицинскому страхованию женщин, находящихся в декретном отпуске либо в отпуске по уходу за ребенком. Такая точка зрения высказана, например, в письме УФНС России по г. Москве от 10.10.2007 № 20-12/096637. А аргументируется она тем, что подобные платежи не являются обоснованными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Логика такова: раз сотрудница не участвует в деятельности работодателя, значит, расходы на ее страховку необоснованны.

С нашей точки зрения, этот подход противоречит действующему законодательству. Приведем аргументы.

Во-первых, п. 16 ст. 255 НК РФ содержит только одно ограничение, касающееся статуса физического лица, в пользу которого организация заключает со страховой компанией договор добровольного медицинского страхования. Это физичес­кое лицо должно быть работником организации, то есть с ним должен быть заключен трудовой договор. Требования о том, что застрахованный работник должен в течение всего периода действия договора выполнять свои трудовые функции (проще говоря — ходить на работу), Налоговый кодекс не содержит.

Во-вторых, если условие о медицинском страховании работницы закреплено в коллективном или трудовом договоре, то оплата страховки — прямая обязанность работодателя. И она должна быть выполнена независимо от того, трудится сотрудница на рабочем месте или находится в декрете. Тем более что и сам отпуск по беременности и родам работницам предоставляется не по усмотрению компании, а по требованию трудового законодательства (ст. 255 ТК РФ).

В-третьих, обоснованность расходов не может оцениваться налоговиками с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (определения Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и от 04.06.2007 № 366-О-П).