Можно ли использовать в средствах индивидуализации коммерческой организации обозначения «Россия» и «СССР»?

| консультации | печать
Мы планируем зарегистрировать новую компанию. Привлекли маркетолога, чтобы он придумал нам фирменное наименование и разработал бренд. Маркетолог предложил использовать в наименовании и бренде слова «Россия» или «Российский». Он утверждает, что у потребителей товаров и услуг, потенциальных партнеров и контрагентов фирмы они вызывают большее доверие, что это будет выигрышно отличать нас от других участников рынка. Но у нас есть сомнения — могут ли подобные обозначения использоваться коммерческой компанией? Можно ли как-то получить разрешение на использование таких обозначений? У кого? Если с регистрацией фирмы с обозначением «Россия» возникнут проблемы, можем ли мы использовать в фирменном наименовании обозначение «СССР» и зарегистрировать на себя такой товарный знак?

Действующее законодательство ограничивает круг субъектов, обладающих правом на использование обозначения «Россия» и производных от него, и предъявляет к ним ряд обязательных требований.

Кто из коммерсантов может получить разрешение

Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ.

Соответствующий порядок установлен постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования „Российская Федерация“ или „Россия“, а также слов, производных от этого наименования» (далее — Правила). В соответствии с п. 2 Правил разрешение на использование обозначений «Российская Федерации», «Россия», а также слов, производных от них, в коммерческой деятельности юридических лиц выдает Минюст России.

За получением разрешения может обратиться учредитель компании, обладающей одним из следующих признаков:

  • наличие у нее филиалов и (или) представительств на территории более чем половины субъектов Российской Федерации, или

  • наличие статуса крупнейшего налогоплательщика, или

  • более 25% ее голосующих акций (или уставного капитала) находятся в собственности Российской Федерации или организации, созданной Российской Федерацией на основании специального федерального закона, наименование которой включает официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования, в части использования в фирменном наименовании указанного юридического лица наименования этой организации, являющейся его участником.

Порядок получения разрешения

Для получения разрешения потребуются следующие документы:

  • заявление о намерении включить в свое фирменное наименование официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также производные от этих слов;

  • копии учредительных документов юридического лица с предъявлением оригиналов (в случае отсутствия нотариально удостоверенных копий);

  • решение учредителей об обращении в Минюст России о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также производных от этих слов;

  • копия уведомления о постановке предприятия на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

  • выписка из реестра акционеров или ЕГРЮЛ.

В течение 30 дней с даты получения указанных документов Минюст России направляет заявителю в зависимости от результатов рассмотрения документов:

  • распоряжение о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, либо

  • мотивированный отказ в совершении соответствующих действий (п. 5 Правил).

После издания распоряжения получившая его организация вносит соответствующие изменения в свои учредительные документы (п. 6 Правил) и уплачивает госпошлину, составляющую согласно п. 71 ч. 1 ст. 333.33 и ч. 5 ст. 333.34 НК РФ 80 000 руб.

Обойти правила нелегко

Закон прямо запрещает использовать без разрешения слова «Российская Федерация», «Россия», «Российский». Говоря о запрете использования производных от указанных слов, нельзя не отметить, что перечень таких производных и признаки отнесения к ним законодательно не закреплены. Используя этот пробел, некоторые предприниматели включают в названия своих фирм только часть указанных слов.

Полюбившаяся коммерсантам приставка «Рос» в наименовании фирмы оценивается в судебной практике как ассоциирующаяся со словом «Россия», что в большинстве случаев играет против них. Причем относится это не только к случаям, когда употребление такой приставки ничем не обусловлено (постановление Суда по интеллектуальным правам от 15.03.2017 № С01-112/2017 по делу № А46-5174/2016), но и к спорам, в которых предприниматели обосновывают выбор названия.

Например, с проблемами можно столкнуться, регистрируя компанию с наименованием в виде аббревиатуры, содержащей спорное слово, без расшифровки в учредительных документах ее обозначения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 № А19-16267/2012). Но и наличие расшифровки названия, адекватно указывающей на сферу деятельности компании, не гарантирует вынесение решения в пользу предпринимателя. И даже заключение лингвистической экспертизы суды могут игнорировать, ссылаясь на предоставленное им право выносить решения, руководствуясь внутренними убеждениями (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по делу № А06-2051/2017).

Все шансы на победу в споре с налоговиками имеют компании, названия которых хоть и имеют в составе «рос», но это оправдано правилами русского языка или происхождением слов, используемых в наименовании (Определение АС Орловской области от 27.12.2017 по делу № А48-7239/2017).

Таким образом, у предпринимателей есть два пути для «россификации»:

  • получить установленный законом статус и разрешение официальным путем;

  • изрядно потрудиться над обоснованием использования производных от «Россия» слов.

Выбирая второй вариант, стоит помнить, что, если в качестве фирменного наименования выбрано существующее слово, ассоциирующееся с родом деятельности компании, проблем с его использованием может и не возникнуть. А вот составные слова, отсутствующие в словарях и использующиеся в качестве наименования с ничем не обусловленной приставкой «рос», суды и налоговые органы не любят. И это вполне может привести к отказу в регистрации юридического лица (п. «ж» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») или иском об обязании внести изменения в учредительные документы (ч. 5 ст. 1473 ГК РФ).

Можно ли использовать обозначение «СССР»?

Каких-либо проблем с регистрацией фирменного наименование, включающего в себя аббревиатуру «СССР», возникнуть не должно. В ЕГРЮЛ можно найти примеры коммерческих организаций с подобными наименованиями.

В регистрации самого по себе обозначения «СССР» в качества товарного знака Роспатент может отказать по ряду причин:

  • обозначение общепринятое и вводит потребителей в заблуждение;

  • с регистрацией данного товарного знака заявитель получил бы необоснованные преимущества перед своими конкурентами (решение Суда по интеллектуальным правам от 01.02.2016 по делу № СИП-580/2015).

Возможным решением в данном случае является подача заявки на знак СССР с оригинальной расшифровкой обозначения. Так, например, был зарегистрирован товарный знак: СССР — сухие строительные смеси Рязани.