Налоговики требуют документы в последний день проверки: представить или отказать?

| консультации | печать
В нашей компании прошла выездная налоговая проверка. В последний день проверки налоговики предъявили нам требование о представлении документов. Понятно, что мы сможем их передать налоговикам уже за пределами сроков контрольного мероприятия. Имеет ли смысл выполнять предписание инспекторов или можно его проигнорировать?

Если вы не хотите спорить с налоговиками, то лучше выполнить их требование. В противном случае проблем не избежать, и решать их придется, скорее всего, в суде. Расскажем подробнее.

Последний день — это не конец

Налоговый кодекс дает налоговым органам право истребовать у налогоплательщиков необходимые для проведения выездной проверки документы (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). Срок проведения данной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о результатах ревизии (п. 8 ст. 89 НК РФ). Эту справку инспекторы составляют и вручают налогоплательщику в последний день проведения выездной проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В письме от 05.04.2018 № 03-02-08/21997 специалисты Минфина России, исходя из вышеназванных норм, указали, что датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки. А раз так, то налоговые органы имеют полное право истребовать в последний день выездной проверки документы, необходимые для проведения мероприятий налогового контроля и принятия решения в отношении проверяемого лица, до момента составления справки о проведенной выездной проверке.

Игнорирование требования чревато последствиями

Как видите, пока инспекторы не составили справку о результатах выездной проверки, они могут запросить у налогоплательщика документы. И если он не выполнит требования проверяющих, проблем не избежать.

В письме от 13.02.2008 № 03-02-07/1-58 Минфин России сообщил, что Налоговый кодекс не предусматривает основания для того, чтобы налогоплательщик оставил требования налогового органа о представлении документов не исполненными. И это правило распространяется и на ситуацию, когда такое требование вручается налогоплательщику в последние дни выездной проверки и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании выездной проверки. Следовательно, непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган истребуемых документов признается налоговым правонарушением. А за это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ. Напомним, что его размер составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

А судьи что?

Если компания не передала документы по требованию, выставленному налоговиками в последний день выездной проверки, и налоговый орган привлек ее за это к ответственности, можно попытаться найти поддержку в суде. Однако предсказать, на чью сторону встанут арбитры, сложно. Дело в том, что по рассматриваемому вопросу сложилась неоднозначная арбитражная практика.

Позиция в пользу налоговиков

Некоторые суды поддерживают проверяющих. Примером может служить постановление АС Московского округа от 13.02.2015 № Ф05-171/2015 (Определением ВС РФ от 13.05.2015 № 305-КГ15-5504 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ). В этом деле был рассмотрен следующий спор.

Выездная налоговая проверки организации закончилась 13 декабря. В этот день налогоплательщику одновременно были направлены и справка о проведении налоговой проверки, и требование о представлении документов. Компания решила, что выставление налоговиками такого требования в последний день проверки незаконно, и обратилась за защитой своих интересов в суд.

Однако арбитры встали на сторону контролеров и пришли к выводу, что направление требования в день составления справки не повлекло нарушение прав налогоплательщика. Вот какую аргументацию привели арбитры.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, имеет право истребовать у проверяемого лица необходимые для ревизии документы посредством вручения этому лицу соответствующего требования (п. 1 ст. 93 НК РФ). В свою очередь, налогоплательщик обязан обеспечить возможность проверяющим ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения требования (п. 12 ст. 89 и п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не предусматривает основания для игнорирования данного требования в случае, когда оно было вручено налогоплательщику в последние дни выездной проверки и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании выездной проверки.

Арбитры привели правовую позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 30.07.2013 № 57. Она заключается в том, что истребование у налогоплательщика документов, касающихся его деятельности, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных, в том числе п. 6 ст. 89 НК РФ. Напомним, что согласно этой норме выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Поэтому, по мнению арбитров, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены при рассмотрении материалов проверки.

Исходя из этого, суд указал, что у налогового органа есть право истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля. Соответственно, у налогоплательщика существует корреспондирующая обязанность представить истребованные документы.

Также арбитры отметили следующее. Установленный Налоговым кодексом срок для составления акта по итогам выездной проверки (два месяца) свидетельствует о том, что законодатели учли возможность истребования налоговым органом документов у налогоплательщика в последний день выездной налоговой проверки.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2013 № Ф03-4045/2013.

Позиция в пользу компаний

Но в арбитражной практике есть решения и в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24.04.2014 № Ф09-2082/1, от 24.02.2014 № Ф09-8/14, Волго-Вятского округа от 09.09.2013 по делу № А82-1776/2012, от 27.02.2012 по делу № А29-164/2011 (Определением ВАС РФ от 20.07.2012 № ВАС-8442/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), от 08.02.2012 по делу № А79-2715/2011, Северо-Западного округа от 27.08.2013 по делу № А56-57329/2012, Западно-Сибирского округа от 26.12.2012 по делу № А81-1153/2012, Центрального округа от 25.10.2012 № А09-3038/2011).

Арбитры указывают, что после составления справки проведение мероприятий налогового контроля прекращается. А это для налогоплательщика означает прекращение обязанностей, обусловленных проведением выездной налоговой проверки. В силу п. 1 ст. 93 НК РФ налоговики вправе истребовать у проверяемого лица документы только при проведении проверки, а в решении по ее результатам могут быть отражены только те обстоятельства, которые возникли до момента ее окончания. Следовательно, непредставление компанией документов в срок, установленный за пределами проверки, не может рассматриваться как правонарушение, выявленное во время этой проверки.

Таким образом, если требование о представлении документов было направлено в последний день проверки (или же за несколько дней до ее окончания), то исполнить его до окончания проверки невозможно. Поэтому вина налогоплательщика в непредставлении документов отсутствует.