Как компании защитить свое право на фирменное наименование и влияет ли на дату приоритета смена организационно-правовой формы?

| консультации | печать
Мы зарегистрировали компанию в марте 2009 г. Не так давно нам стало известно, что на рынке появилась еще одна компания с аналогичным названием. Она была зарегистрирована позже — в декабре 2017 г. Мы хотим предъявить к ним требование о нарушении исключительного права на фирменное наименование. Что нам в данном случае нужно будет доказывать? Какие конкретно требования можно заявить? Можем ли мы потребовать от конкурента изменить фирменное наименование? Взыскать с них компенсацию? Один важный нюанс — в апреле 2018 г. мы изменили организационно-правовую форму юридического лица. Соответственно, было скорректировано и фирменное наименование. Не возникнет ли у нас в связи с этим проблем: не сделает ли суд вывод, что наше актуальное фирменное наименование возникло уже после фирменного наименования конкурента?

Фирменным наименованием (фирмой) признается обозначение, используемое для индивидуализации коммерческой организации в обороте.

Согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ). Данное положение, однако, нуждается в уточнении.

Коммерческие организации вправе изменить фирменное наименование. Для этого им нужно внести соответствующее изменение в устав юридического лица. Исключительное право на новое фирменное наименование возникает в таком случае не с даты государственной регистрации юридического лица, а с даты государственной регистрации соответствующих изменений. Необходимо при этом учитывать, что изменение организационно-правовой формы юридического лица с последующим внесением таких сведений в ЕГРЮЛ не влечет изменения даты приоритета фирменного наименования в смысле п. 3 ст. 1474 ГК РФ (см. справку о некоторых вопросах, возникающих при применении положений параграфа 1 главы 76 Гражданского кодекса РФ Судом по интеллектуальным правам как судом кассационной инстанции, утв. постановлением Президиума СИП РФ от 04.09.2015 № СП-23/25, далее — Справка о применении главы 76 ГК РФ). Несмотря на то что указание на организационно-правовую форму входит в содержание фирменного наименования, ее изменение не приводит к возникновению нового фирменного наименования. Таким образом, если вы изменили только ту часть фирменного наименования, где обозначена организационно-правовая форма, у вас сохранится приоритет в отношении соответствующего наименования.

В пункте 3 ст. 1474 ГК РФ сформулированы три признака противоправного использования третьим лицом фирменного наименования правообладателя в качестве своего фирменного наименования:

  • тождественность используемого третьим лицом обозначения фирменному наименованию правообладателя или сходность до степени смешения;

  • осуществление этим третьим лицом деятельности, аналогичной деятельности правообладателя;

  • более позднее включение в ЕГРЮЛ фирменного наименования третьего лица.

В пункте 151 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 10) разъяснено, что согласно п. 3 ст. 1474 ГК РФ защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.

При рассмотрении дел о нарушении права на фирменное наименование истец должен доказать, какими видами деятельности фактически занимается и он, и ответчик, а также аналогичность соответствующих видов деятельности.

При исследовании вопроса о том, являются ли виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами, аналогичными в смысле п. 3 ст. 1474 ГК РФ, учитывается фактически осуществляемая деятельность. При отсутствии доказательств иного виды деятельности юридических лиц, отраженные в учредительных документах, считаются фактически осуществляемыми.

Иными словами, до тех пор, пока не доказано иное, деятельность двух юридических лиц, охватываемая одним подклассом видов экономической деятельности по ОКВЭД, считается аналогичной.

Аналогичность видов деятельности определяется судом исходя из позиции среднего потребителя товаров и услуг, адресата соответствующей деятельности. При этом учитывается, возможно ли смешение видов деятельности истца и ответчика в глазах такого потребителя (см. Справку о применении главы 76 ГК РФ).

Пункт 4 ст. 1474 ГК РФ предусматривает три способа защиты права на фирменное наименование:

  • прекращение использования фирменного наименования нарушителем в отношении аналогичных видов деятельности;

  • изменение фирменного наименования ответчика;

  • возмещение убытков, причиненных правообладателю.

Первые два способа являются альтернативными. При этом выбор применимой нормы принадлежит не правообладателю, обратившемуся за защитой своих прав, а нарушителю. Как указал Пленум ВС РФ в п. 152 Постановления № 10, в резолютивной части решения суда, установившего факт нарушения права на фирменное наименование истца, указывается на запрет ответчику осуществлять определенные виды деятельности под определенным фирменным наименованием. Выбор способа исполнения такого решения суда осуществляется ответчиком на стадии исполнения решения суда.

Исковые требования о прекращении использования ответчиком фирменного наименования в отношении всех видов деятельности на основании п. 3 и 4 ст. 1474 ГК РФ и с учетом ст. 49 ГК РФ не подлежат удовлетворению. Дело в том, что требование о запрете использования спорного обозначения в фирменном наименовании означает запрет на его использование для исключения ситуации введения потребителя в заблуждение относительно источника происхождения товара (услуг). Следовательно, может быть удовлетворено лишь требование истца о прекращении использования фирменного наименования только в отношении аналогичных видов деятельности и при условии, что было установлено их фактическое осуществление ответчиком.

Возможность удовлетворения требования правообладателя о взыскании компенсации за нарушение прав на фирменное наименование законом не предусмотрено.

Таким образом, вам следует заявить требования о запрете ответчику осуществлять аналогичные виды деятельности под сходным фирменным наименованием и о взыскании убытков, если таковые имели место.