О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога

Высший Арбитражный Суд РФ постановление Пленума от 23.07.2009 № 54
| судебные решения | печать

В связи с возникшими в судебной практике вопросами, связанными с взиманием земельного налога, и в целях обеспечения единообразных под­ходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного зако­на "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Фе­дерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации указанные права на земельный участок подлежат госу­дарственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования за­регистрированного права.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключе­ниями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, пла­тельщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государст­венном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянно­го (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у тако­го лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на зе­мельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земель­ный участок.

2. В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения яв­ляется земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного
кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности,
границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, ко­гда конкретный земельный участок будет сформирован.

3. При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введе­ния в действие названного Кодекса.

4. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государст­венной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права
на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данна недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу дан­ного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию право­обладателей.

При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», го­сударственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком зе­мельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного насле­дуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетель­ством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

5. Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещ­ные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники стано­вятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации пере­хода соответствующего права.

6. При разрешении вопроса о том, кто является плательщиком зе­мельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, - собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья, арбитражным судам необходимо учитывать, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме.

7. Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость зе­мельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возник­новения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О вве­дении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

8. При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительст­ва, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.

9. Налогоплательщики - физические лица, которые на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой ба­зы в размере 10 000 рублей, могут воспользоваться им и в случае, когда соответствующий земельный участок используется этими гражданами для целей предпринимательской деятельности.

Председатель Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации А.А. Иванов

Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда

Российской ФедерацииТ.В. Завьялова