О порядке исчисления НДС индивидуальным предпринимателем, утратившим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика данного налога

Министерство финансов РФ письмо от 06.05.2010 № 03-07-14/32
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения налога на добавленную стоимость индивидуальным предпринимателем, утратившим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика данного налога, сообщает.

Согласно п. 1 ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими индивидуальными предпринимателями, без учета налога не превышает в совокупности два миллиона рублей. При этом п. 5 данной статьи Кодекса установлено, что если в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности превысила два миллиона рублей, то начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место данное превышение, и до окончания периода освобождения индивидуальный предприниматель утрачивает право на освобождение.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, утративший право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, начиная с месяца, в котором он утратил право на освобождение, исполняет обязанности, связанные с исчислением и уплатой данного налога, в общеустановленном порядке. В связи с этим начиная с месяца, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на данное освобождение, осуществляемые им операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со ст. ст. 154—159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, и без включения в них налога на добавленную стоимость.

Ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к операциям по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, установлены ст. 164 Кодекса. Данной статьей Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость с применением расчетной ставки при реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 154 Кодекса не предусмотрено.

Учитывая изложенное, индивидуальному предпринимателю, утратившему право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, сумму налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), осуществленным с начала месяца, в котором он утратил право на освобождение, следует исчислять исходя из ставки налога в размере 18 процентов.

Что касается вопросов применения налога на доходы физических лиц и единого социального налога, то разъяснения по этим вопросам будут направлены Вам дополнительно.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин