О направлении информации о вступивших в силу с 1 января 2014 года актах федерального законодательства, в соответствии с которыми внесены изменения в Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009

Фонд социального страхования письмо от 21.01.2014 № 17-03-11/08-672
| официальная переписка | печать

Фонд социального страхования направляет для использования в работе информацию о вступивших в силу с 1 января 2014 года актах федерального законодательства, в соответствии с которыми внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) и Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).

1. Федеральным законом от 02.12.2013 № 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» внесены изменения в статьи 58 и 58.2, в соответствии с которыми для отдельных категорий плательщиков продлено действие пониженных тарифов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством.

До 2018 года включительно продлено действие пониженных тарифов страховых взносов (в части Фонда 0,0%) для следующих категорий плательщиков:

— организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную сис­тему налогообложения (далее — УСН), основной вид деятельности которых входит в перечень, включенный в пункт 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ;

— аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (пункт 10 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ);

— некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в облас­ти социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (за исключением профессионального) (пункт 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ);

— благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих УСН (пункт 12 час­ти 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ);

— индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45—47 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) (пункт 14 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ).

2. Федеральным законом от 28.12.2013 № 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» внесены изменения в статью 57, уточняющие условия применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов.

В целях применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов снижен порог средней численности работников для действующих организаций (среднесписочной — для вновь созданных). Теперь он составляет не менее семи человек (пункт 3 час­ти 2.1, пункт 3 части 2.2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, с 1 января 2014 года при определении доли доходов от дея­тельности в области информационных технологий в общем объеме доходов организации не нужно учитывать доходы, указанные в пунк­тах 2 и 11 части второй статьи 250 НК РФ в виде:

— положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся при отклонений курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту (пункт 2 части 2 статьи 250 НК РФ);

— положительной курсовой разницы, возникающей при переоценке валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Центральным банком Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 250 НК РФ).

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 № 1101 с 1 января 2014 года предельная величина базы для начисления страховых взносов увеличена в 1,098 раза и составляет 624 тыс. руб.

4. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» (далее — Закон № 358-ФЗ), в соответствии с которым изменена редакция статьи 22.1 Закона № 125-ФЗ.

Новой редакцией статьи 22.1 Закона № 125-ФЗ установлена синхронизация положений Закона № ­125-ФЗ и Закона № 212-ФЗ, касающаяся обес­печения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам, признание безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам и ее списание, зачет и возврат сумм излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 18—23, 25—27 Закона № 212-ФЗ.

С целью реализации статьи 22.1 подготовлены к внесению в Минтруд России формы документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

До момента утверждения указанных форм документов региональным отделениям надлежит применять следующие формы ­документов:

— при проведении упрощенной процедуры взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем оформления справки о выявлении недоимки — форма 3-ФСС РФ являющаяся приложением № 6 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н;

— при взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и задолженности по пеням и штрафам — приложения 10—13 к постановлению Фонда от 21.05.2008 № 110.

Также в целях реализации статьи 22.1 Закона № 125-ФЗ (в редакции Закона № 358-ФЗ) подготовлен к внесению в Минтруд России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 820» и проект совместного приказа Минтруда России и Минздрава России «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2010 № 5н «Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».

До принятия указанных документов в новой редакции региональным отделениям при организации работы по списанию недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и задолженности по пеням и штрафам следует руководствоваться письмом Фонда от 29.08.2006 № 02-18/05-9303 (далее — письмо Фонда № 02-18/05-9303).

При этом следует учитывать, что письмо Фонда № 02-18/05-9303 не применяется при признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и задолженность по начисленным пеням и штрафам по дополнительным основаниям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 № 431 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 820», а именно:

— принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыс­кания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

— исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального ­органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридичес­ких лиц.

Соответственно, вышеуказанные дополнительно установленные основания признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и задолженности по начисленным пеням и штрафам региональными отделениями могут быть применены только после утверждения проекта постановления по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 в связи с вступлением в силу Закона № 358-ФЗ.