О направлении письма Минфина России от 29.12.2014 № 03-11-09/68180

Федеральная налоговая служба письмо от 16.01.2015 № ГД-4-3/330@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2014 № 03-11-09/68180 по вопросу, связанному с порядком уменьшения сумм налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с подпунк­том 3 пунк­та 3.1 статьи 346.21 и пунк­том 2.1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д. Григоренко

­МИНИСТЕРСТВО ­ФИНАНСОВ ­РОССИЙСКОЙ ­ФЕДЕРАЦИИ
­ПИСЬМО от 29 декабря 2014 г. № 03-11-09/68180

Департамент налоговой и тамо­­женно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу, связанному с порядком уменьшения сумм единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунк­том 3 пунк­та 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и пунк­том 2.1 статьи 346.32 Кодекса, с учетом позиции Минфина России, изложенной в письме от 1 сентября 2014 года № 03-11-09/43709, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также — страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно части 5 статьи 1 Закона № 212-ФЗ в целях единообразного применения Закона № 212-ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунк­том 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 года № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в целях единообразного применения Закона № 212-ФЗ право издавать соответствующие разъяснения предоставлено:

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации;

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации — по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации — по вопросам уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

При этом отмечаем, что в соответствии с пунк­том 1 статьи 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи, в целях применения положений подпунк­та 3 пунк­та 3.1 статьи 346.21 и пунк­та 2.1 статьи 346.32 Кодекса, сообщаем следующее.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную сис­тему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в соответствии с пунк­том 3.1 статьи 346.21 Кодекса уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из пунк­та 2.1 статьи 346.32 Кодекса, также уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Указанные налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Плательщиками страховых взносов на основании части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели (пунк­т 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ) и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели) (пунк­т 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 14 Закона № ­212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пунк­те 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей Закона № 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб­лей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунк­том 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб­лей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунк­том 1 части 2 статьи 12 Закона № ­212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб­лей за расчетный период.

Таким образом, подпунк­том 2 час­ти 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб­лей, исчисляются в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунк­том 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб­лей за расчетный период.

При этом статьей 14 и иными положениями Закона № 212-ФЗ не предусмотрено, что сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб­лей за расчетный период, является переменной величиной в связи с тем, что зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов, и как следствие не считается фиксированным размером страхового взноса.

Кроме того, статьей 2 Закона № 212-ФЗ, которой установлены понятия, используемые в данном законе, не предусмотрены такие понятия как «постоянная величина» или «переменная величина».

Также следует отметить, что согласно пунк­ту 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Соответственно, исходя из указанных положений Закона № 212-ФЗ, в фиксированный размер страхового взноса, для целей применения положений глав 26.2 и 26.3 Кодекса, по нашему мнению, также включается сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период.

В то же время, частью 1.2 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунк­том 3 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Учитывая изложенное, полагаем, что сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, или единого налога на вмененный доход, может быть уменьшена налогоплательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, на сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере, в том числе на сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., то есть в порядке, изложенном в письме Минфина России от 1 сентября 2014 года № 03-11-09/43709.

Директор Департамента
И. Трунин