О принятии к вычету НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемым по нулевой ставке, при отсутствии документов, подтверждающих правомерность ее применения

Министерство финансов РФ письмо от 03.02.2015 № 03-07-08/4181
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и тамо­женно-тарифной политики рассмотрел письмо о вычете сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по операциям, облагаемым этим налогом по нулевой ставке, в случае отсутствия до­кумен­тов, подтверждающих правомерность применения данной ставки, и сообщает.

В соответствии с пунк­том 10 статьи 171 и пунк­том 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия до­кумен­тов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пунк­те 1 статьи 164 Кодекса и облагаемых налогом по нулевой ставке, подлежат вычетам, которые производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по нулевой ставке, при наличии на этот момент до­кумен­тов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки.

Пунк­том 2 статьи 173 Кодекса установлено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, указанная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 17473/08 определено, что указание в пунк­те 2 статьи 173 Кодекса на соответствующий налоговый период по операциям реализации товаров (работ, услуг), по которым ранее обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость не подтверждена, означает тот налоговый период, за который определена налоговая база и исчислен налог на добавленную стоимость, заявленный к вычету.

На основании положений подпунк­та 1 пунк­та 1 и пунк­та 9 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, в случае отсутствия подтверждающих до­кумен­тов является налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В то же время пунк­том 5 статьи 174 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которой отражаются в том числе суммы налога, предусмотренные пунк­том 10 статьи 171 Кодекса, в срок не позднее 20-го (начиная с 2015 года — 25-го) числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Учитывая изложенное, срок, в течение которого налогоплательщики могут воспользоваться правом на вычет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых этим налогом по нулевой ставке, в случае отсутствия до­кумен­тов, подтверждающих правомерность применения данной ставки, составляет три года пос­ле окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом реализация данного права осуществляется посредством представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го (начиная с 2015 года — 25-го) числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание указанного трехлетнего срока.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин