О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в случае угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) ИП

Министерство финансов РФ письмо от 02.06.2016 № 03-01-11/31799
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмот­рел обращение по вопросу о списании пеней и штрафов, поступившее по информационным системам общего пользования, и сообщает сле­дующее.

Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию производится по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в том числе в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника.

В случае невозможности уплатить налог в полном объеме налогоплательщик может обратиться в уполномоченный орган о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Кодекса.

На основании статьи 63 Кодекса отсрочка по уплате налогов предоставляется по федеральным налогам (за исключениями, указанными в пункте 1 данной статьи) — по решению ФНС России, по региональным и местным налогам — по решению налоговых органов по месту нахождения заинтересованного лица.

Так, одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога (подпункт 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса).

Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России, в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу, если его имущественное положение (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога, на сумму, не превышаю­щую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, направленному в уполномоченный налоговый орган, прилагаются документы, указанные в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 Кодекса.

Относительно реструктуризации сообщаем, что реструктуризация задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами осуществляется в рамках бюджетного законодательства при наличии в законе о федеральном бюджете на соответствующий год статьи, предусматривающей ее проведение.

Федеральный закон от 14 декаб­ря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» не содержит нормы, в соответствии с которой в 2016 году могут приниматься решения, предусматривающие проведение реструктуризации задолженнос­ти.

Заместитель директора Департамента

Р.А. Саакян