О представлении ИП - налоговым агентом по НДФЛ сведений о доходах физлиц при применении УСН и ЕНВД

Министерство финансов РФ письмо от 26.06.2019 № 03-04-05/46818
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 12.04.2019 по вопросу представления сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за налоговый период по каждому физическому лицу, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен данным пунктом.

Согласно абзацу четвертому пункта 7 статьи 226 Кодекса налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Таким образом, налоговый агент - индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), налог на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых наемным работникам, перечисляет в бюджет по месту жительства индивидуального предпринимателя, а с доходов, выплачиваемых наемным работникам в связи с занятостью в деятельности, облагаемой с применением единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), налог на доходы физических лиц перечисляет в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета, в частности, документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом в соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и (или) патентной системы налогообложения, представляют, в частности, документ, содержащий сведения о доходах физических лиц (далее - справка по форме 2-НДФЛ) за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Соответственно, налоговый агент - индивидуальный предприниматель, который состоит в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД, представляет справки по форме 2-НДФЛ в отношении доходов, полученных наемными работниками, в налоговый орган по месту учета в связи с осуществлением такой деятельности, а в отношении доходов наемных работников, полученных в связи с занятостью в деятельности, облагаемой с применением УСН, в налоговый орган по месту жительства.

Одновременно сообщаем, что индивидуальные предприниматели обязаны вести раздельный учет доходов, полученных по каждому из видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, абзацы первый и второй части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусматривают, что обязательным для включения в трудовой договор является в том числе следующее условие, а именно место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть 6 статьи 209 Трудового кодекса).

Согласно статье 282 Трудового кодекса совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Под другой работой понимается выполнение в свободное от основной работы время работы на условиях самостоятельного трудового договора.

В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (часть 4 статьи 282 Трудового кодекса).

Специфика работы по совместительству состоит в том, что условия такой работы изначально поставлены в зависимость от наличия у работника основной работы.

Трудовым законодательством Российской Федерации возможность наличия у работника двух основных мест работы не предусмотрена.

При внутреннем совместительстве помимо основного трудового договора с работником должен быть заключен второй трудовой договор о работе по совместительству и издан дополнительный приказ о приеме на работу по совместительству.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН