О корректировке налоговой базы в связи с излишне начисленной суммой налога на имущество организаций при переходе с уплаты налога на прибыль на применение УСН

Министерство финансов РФ письмо от 30.08.2019 № 03-11-06/2/66836
| официальная переписка | печать

Вопрос: Организация до 01.01.2019 применяла общий режим налогообложения (доходы учитывались методом начисления). С 01.01.2019 перешла на упрощенную систему налогообложения (доходы учитываются кассовым методом). Кроме того, организация является плательщиком налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости недвижимого имущества.

На основании решения суда во II квартале 2019 г. была уменьшена кадастровая стоимость недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2016, применяемая к отношениям, возникшим с 01.01.2017 по 31.12.2018. В связи с этим произведен перерасчет налога на имущество и сданы уточненные декларации по налогу на имущество за 2017 - 2018 гг.

В связи с переходом с общего режима налогообложения на упрощенный как необходимо отразить перерасчет налога на имущество:

- корректировкой и пересдачей деклараций по налогу на прибыль за период 2017 - 2018 гг.;

- доходом текущего периода в целях применения УСН?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 22.07.2019 по вопросу периода корректировки налоговой базы в связи с излишне начисленной суммой налога на имущество организаций при переходе организации с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения, сообщает.

Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 января 2012 г. № 10077/11, исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль организаций.

При этом также отмечается, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате соответствующего налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям статьи 252 Кодекса, и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Следовательно, учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога на имущество организаций, соответствующей положениям указанных норм Кодекса, не может квалифицироваться как ошибочный.

Таким образом, в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

В случае перехода организации с текущего отчетного (налогового) периода на упрощенную систему налогообложения данный внереализационный доход будет учитываться в общеустановленном порядке в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением указанной системы налогообложения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ