Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекламу, понесенных российской организацией с участием в ее капитале резидента Германии

Министерство финансов РФ письмо от 29.12.2020 № 03-08-05/115635
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 20.10.2020 по вопросу применения положений Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее — Соглашение) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов учитываются расходы на рекламу. При этом к расходам на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся только расходы, указанные в абзацах 2—4 пункта 4 статьи 264 Кодекса, которые учитываются без ограничений.

Расходы на иные виды рекламы являются нормируемыми и подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров, работ, услуг, которая определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 249 Кодекса.

Таким образом, нормы Кодекса разделяют порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов, признаваемых расходами на рекламу в целях главы 25 Кодекса, и расходов на иные виды рекламы.

При этом согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В пункте 3 Протокола к Соглашению предусмотрено, что расходы на рекламу, понесенные российской компанией с участием немецкой компании, для целей исчисления налога на прибыль учитываются в полном объеме при условии, что вычитаемые суммы не будут превышать суммы, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Соглашение не содержит требований относительно доли участия резидента Германии в капитале российской организации для учета затрат на рекламу без ограничений, установленных Кодексом.

В рамках статьи 25 Соглашения компетентными органами государств было достигнуто обоюдное понимание того, что нормы пункта 3 Протокола к Соглашению применению не подлежат, в случае если отсутствует реальное экономическое основание для такого участия и когда такое участие в капитале осуществляется исключительно для получения преимуществ, предусмотренных в пункте 3 Протокола.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Таким образом, с учетом вышеизложенного расходы на рекламу, в том числе подлежащие в соответствии с пунктом 4 статьи 264 Кодекса по национальному законодательству нормированию, подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в полном объеме (без учета ограничений, установленных статьей 264 Кодекса), при условии, что они соответствуют требованиям пункта 3 Протокола касательно участия в капитале российской организации немецкого резидента, а вычет расходов на рекламу не превышает сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

А.А. СМИРНОВ