Владимир Бурматов (ЕР): большинство субъектов РФ так или иначе вписались в мусорную реформу

| прямая речь | печать
Загрузка плеера

Вчера министр природы Российской Федерации Дмитрий Кобылкин сделал заявление о том, что 69 регионов нашей страны перешли на новую систему обращения с отходами. По данным нашего комитета, по результатам того мониторинга, который наш комитет провёл, 60 регионов нашей страны полностью перешли на новую систему обращения с отходами, и ещё 11 регионов перешли частично. Таким образом, цифры, что называется, бьются, и абсолютное большинство наших субъектов Российской Федерации, порядка 70 регионов, что называется, так или иначе вписались в мусорную реформу, в связи с чем мне бы хотелось отметить несколько важных моментов.

Первое. Это своевременность принятия решений. Те поправки, которые мы приняли здесь, в этом зале, в конце прошлого года позволили нам застраховать от мусорного коллапса абсолютное большинство регионов нашей страны. И та картинка, которую мы сегодня видим на некоторых телеканалах о том, что то один город, то другой после нового года оказались заваленными мусором - это, к счастью, лишь исключение, которое, увы, было бы правилом и общим местом, если бы не те поправки, которые мы с вами в этом зале приняли. И это свидетельство того, что мы с вами вместе вырабатываем и принимаем иногда непростые компромиссные, но в то же время очень ответственные решения.

Второе. Это эффективность парламентского контроля, который обеспечивает сегодня Государственная Дума. Выступая с этой трибуны несколько месяцев назад, осенью прошлого года, я говорил о том, что в некоторых регионах нашей страны субъекты Российской Федерации установили явно завышенные тарифы на вывоз отходов. Но мы тогда не ограничились нашим мониторингом, показав вот эти вот совершенно неадекватные цифры, которые были установлены в некоторых регионах, мы не ограничились заявлениями с трибуны. Мы передали все материалы мониторинга, проведённого нашим комитетом в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации.

И сегодня по результатам нашего мониторинга Федеральная антимонопольная служба добилась отмены завышенных тарифов в целом ряде субъектов Российской Федерации. Я вам просто зачитаю вердикт, который вынесла Федеральная антимонопольная служба.

Тарифы отменены, поскольку в них были включены экономически необоснованные затраты, а также затраты, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Вы можете себе представить, что наустанавливали там в этих тарифах регионы, если там были включены затраты, даже не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Мы с вами вместе добились отмены этих неадекватных тарифов.

Но не меньший удар по кошелькам наших граждан, чем вот такие необоснованные тарифы наносят и абсолютно дурацкие нормативы накопления, которые устанавливаются во многих регионах нашей страны. У нас в некоторых регионах нормативы накопления отличаются друг от друга в 500 раз, но мы с вами понимаем, что не может один человек мусорить в 500 раз интенсивнее, чем другой, но фактически на бумаге это зафиксировано, это будет зафиксировано и в квитанциях.

Дальше. У нас во многих регионах даже нет дифференциации между нормативами накопления между многоквартирными домами и домами, находящимися в частном секторе. А всего в двух регионах страны установлена такая дифференциация между домами, у которых печное отопление и у которых газовое отопление. Для них устанавливают одинаковый тариф, но это же понятно, что это маразм, потому что там, где печное отопление, там в растопку идёт каждая бумажка буквально и отходов не остаётся практически никаких. А для них, для домов частных, которые в сёлах отдалённых, устанавливают такой же норматив накопления, как в областном центре, там, где у тебя внизу на первом этаже гипермаркет и где тебе каждую виноградину завернут в килограмм полиэтилена и положат на подложку из поливинилхлорида и в три пакета это полиэтиленовых ещё положат.

Поэтому мы все эти данные передали в Генпрокуратуру сейчас и на следующей неделе здесь, в Государственной Думе, пройдёт видеоселекторное совещание, которое наш комитет проводит вместе с прокуратурой и Министерством природы. И мы будем разбираться вот с этими нормативами накопления. Кстати, по результатам нашего мониторинга 13 регионов уже заявили о том, что они пересмотрят вот эти установленные нормативы накопления.

Ну и, наконец, четвёртое, хотя возможно с этого надо было бы начать, - раздельный сбор мусора. Это краеугольный камень реформы, это единственный способ перестать сваливать отходы на полигонах под открытым небом, чтобы они гнили и начать их перерабатывать, пустить их в замкнутый цикл, развивать технологии мусоропереработки.

Мы проанализировали территориальные схемы размещения отходов во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Я вам докладываю. В 80% случаев там нет ни слова о раздельном сборе мусора. Регионы не упоминают даже эту систему, которую мы здесь установили законодательно в своих территориальных схемах. Это значит, что в этих регионах реформа сведётся к тому, что просто вместо одних ребят сваливать отходы под открытым небом будут немножко другие ребята, точно также иногда «ответственные» перед региональной властью, то есть социально близкие к губернаторам.

Поэтому, коллеги, у нас ещё впереди очень много работы. Мы находимся в самом начале пути, но дорогу осилит идущий. Спасибо за внимание.


Выступление на пленарном заседании ГД 15 января 2019 г.