10 процентов – на столько поднимают производители цены на майонез с 10 апреля

| цифра дня | печать

Заводчики ссылаются на подорожание сырья (в том числе - масла), оптовые цены на которое, в отличие от розничных, не заморожены и с начала года выросли более чем на 20%.

Аналитики заговорили о том, что это мы видим, как волна нерыночных искажений катится по экономике в результате решений правительства по запрету свободного ценообразования на некоторые товары.

Фиксированные цены установили на белый сахар и подсолнечное масло. В результате розница была вынуждена раскидать необходимы прибавки к цене по товарам на соседних полках. Теперь логично запретить повышение цен в магазинах на маргарин и соусы. Потом последуют новые вызовы – по законам природы, которые подразумевают, что в разные годы могут быть разные урожаи различных культур.

К примеру, в России сначала столкнулись с такой напастью, как слишком высокие урожаи сахарной свеклы. Сахара из нее делали столь много, что даже не знали потом, куда его девать. С этой бедой позапрошлой осенью разобрался первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов.

В ноябре 2019 г. Д. Хатуов и его соратники по министерству приняли решение о «сокращении посевов сахарной свеклы на 15% в 2020 г.». Тогда нашлись критики такого подхода. Они говорили, что не надо тормозить отрасль, лучше задуматься, как снижать себестоимость производства и прочие мудрености. Их не слушали.

Прошел год. Вмешалась природа. Урожайность в прошлом году вдруг упала, причем по всему миру. У нас же еще и посевы свеклы были сокращенные волей Минсельхоза. Тогда, как назло, заработал еще один, пока неподвластный российским чиновникам закон – рыночный. Он простой: чем больше предлагается товара, тем дешевле за него дают, и наоборот.

Сахар (и подсолнечник) стали дорожать в результате влияния сил природы и рыночных законов. Это изумило уже не Д. Хаутова, а президента страны Владимира Путина. На совещании 9 декабря 2020 г. президент возмутился, что в течение 2020 г. сахар подорожал более чем на 70%. Упомянул и удорожание подсолнечного масла на 23%.

Закрутились все агрегаты чиновничьей машины. 15 декабря председатель правительства Михаил Мишустин подписал ряд постановлений для «сдерживания роста цен на социально значимые продукты». Просто говоря, поставщиков и производителей заставили поклясться, что цены на сахар и подсолнечное масло они будут держать на указанном правительством уровне. Заводчики и продавцы уговор исполнили. Но зловредный закон рынка обмануть опять не удалось. Нужное для оплаты работы повышение цен раскидали по копеечкам на другие продукты с соседних полок.

В Минсельхозе не сидели сложа руки. Думали. И к началу февраля этого года придумали, что делать в сложившейся ситуации. На сайте министерства появилось сообщение, в котором приводятся такие слова Д. Хатуова: «Стабилизации цен на сахар в 2021 г. будет способствовать расширение посевных площадей под сахарной свеклой – на 14,4%, до 1,06 млн га».

В апреле правительство, не уповая на милости природы, приняло решение «в целях стабилизации цен на продовольственные товары выделить Минсельхозу России в 2021 г. из резервного фонда правительства бюджетные ассигнования в размере 9 млрд руб. для предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ для возмещения части затрат на производство и реализацию рафинированного бутилированного масла подсолнечного и сахара белого в предприятия розничной торговли».

Производители несут очевидные убытки, исполняя решение о фиксации цен. Для покрытия этих убытков власть берет деньги из заначки, передает их Минсельхозу, тот – в регионы, где тоже местные чиновники их с нетерпением ожидают для распределения между пострадавшими производителями, с учетом, конечно, всех «усушек» и «утрусок» по дороге.

Это и есть беззаветное сражение с темными силами природы, которая без согласований позволяет себе черт знает, что.

Известен и естественный путь. Не с природой драться, не производителям больше помогать, а покупателям сахара и масла денег на пропитание подкидывать. Тогда аграрии смогут лучше зарабатывать в удачные годы, а горожане не останутся без денег на сладкое.

Но тогда надо как-то понять, сколько в стране еще таких покупателей, которые, как президент, сразу замечают рост цены на кило сахара и бутыль масла, скольким из них следует помочь, почему этим, а не тем, и как лучше помогать – деньгами или натурой.

В таких делах у отечественной бюрократии нет опыта. Зато крепнет убежденность, что нельзя уповать на милость природы.

Центробанк уже выступил против продолжения экспериментов по сдерживанию цен. Не ясно, чья точка зрения возьмет верх, ЦБ или кабмина. Однако уже поступают новые вводные – разобраться с излишним ростом цен на жилье.