В 2020 г. инвесторы проявили интерес к облигациям микрофинансовых институтов

| новости | печать

Низкие ставки по депозитам и бум розничных инвесторов на фондовом рынке привели к росту интереса граждан к облигациям микрофинансовых компаний (МФК) и ломбардов, а также к увеличению числа МФК и ломбардов, выпускающих такие облигации, свидетельствуют данные «Обзора ключевых показателей микрофинансовых институтов» Банка России за 2020 г.

Объем облигаций МФК и ломбардов на счетах депо физических лиц за последние два года вырос более чем в четыре раза и составил 3,6 млрд руб. по номинальной стоимости. При этом Закон № 306-ФЗ о защите розничных инвесторов, принятый в июле 2020 г., установил, что для продажи облигаций неквалифицированным инвесторам эти бумаги или их эмитент должны обладать определенным рейтингом — не ниже уровня, установленного Банком России. Исключение составляют облигации, проданные до даты вступления закона в силу. В перспективе эти инструменты будут доступны неквалифицированным инвесторам только после прохождения тестирования.

В целом, отмечают авторы обзора, несмотря на ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, и временное снижение активности в 1-м полугодии, рынок микрофинансирования в 2020 г. вырос. Портфель микрозаймов по итогам года увеличился на 18%, до 249 млрд руб., при этом объем выдач остался на уровне 2019 г.

Структура портфеля микрозаймов продолжала смещаться в сторону среднесрочных займов при сокращении сегмента так называемых займов «до зарплаты». Доля сегмента МСП достигла почти четверти портфеля на фоне действия льготных программ и увеличения государственного финансирования МФО, ориентированных на работу с предпринимателями.

Рост доли просроченной задолженности носил временный характер, проявившись только в наиболее острой фазе кризиса. Во 2-м полугодии она устойчиво снижалась по мере восстановления экономической активности и улучшения платежной дисциплины заемщиков. При этом компании продолжают наращивать объемы самостоятельной работы с проблемной задолженностью.

В условиях пандемии и действия ограничительных мер МФО активно осваивали удаленные каналы обслуживания клиентов для обеспечения непрерывности своей работы и поддержания доступности услуг для потребителей. Доля онлайн-займов в структуре выдач выросла до 75% в сегменте займов «до зарплаты» и до 22% в сегменте среднесрочных займов.