Бюджет исходя из обязательств. Что это может дать бизнесу

| статьи | печать
Бюджет исходя из обязательств. Что это может дать бизнесу

В рамках трехлетнего бюджета на 2025—2027 гг., направленного на рассмотрение в Госдуму, предусмотрено значительное увеличение средств на реализацию новых национальных проектов. При этом в ближайшие годы война инфляции объявлена не будет.

Правительство направило в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг. В отличие от ЦБ, кабинет министров не считает приоритетом борьбу с инфляцией.

На каждый год из ближайших трех лет правительство запланировало существенный рост доходов и расходов. При этом, по проектировкам правительства, рост доходов все время будет отставать от роста расходов при растущем год от года дефиците бюджета.

Доходы бюджета в 2025 г. составят 40,3 трлн руб., в 2026 г. — 41,8 трлн руб., в 2027 г. — 43,2 трлн руб. Расходы в 2025 г. запланированы на уровне 41,5 трлн руб., 44 трлн руб. — в 2026 г. и 45,9 трлн руб. — в 2027 г. Исполнение нового трехлетнего федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5% ВВП в 2025 г., 0,9% ВВП — в 2026 г. и 1,1% — в 2027 г. И все это при относительно умеренном, но постоянном росте экономики в пределах 2,5—2,8% в год.

Отмечается, что бюджет формировался исходя из необходимости исполнения социальных обязательств перед гражданами и решения приоритетных задач, обозначенных президентом. Одной из них является адресная поддержка беременных женщин и семей с детьми — на 2025—2027 гг. предусмотрено более 4 трлн руб. на ежемесячные пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, свыше 1,7 трлн руб. — на предоставление маткапитала и т.д.

Другим приоритетным направлением названа реализация национальных проектов. На финансирование 19 проектов предусмотрено в общей сумме более 18 трлн руб. в 2025—2027 гг., а в течение шести лет по линии федерального бюджета — более 40 трлн руб. На финансовую поддержку регионов планируется ежегодно направлять по 3,3 трлн руб.

Приоритет технологиям

В рамках трехлетнего бюджета на 2025—2027 гг. предусмотрено значительное увеличение средств на реализацию новых национальных проектов. Проект бюджета включает меры по достижению технологического лидерства с общим объемом около 6,091 трлн руб. Инвестиции направлены не только на поддержку существующих технологий, но и на развитие инновационных решений, способных изменить рынок. Основные направления финансирования сосредоточены на критически важных ­отраслях.

 

Нацпроекты (таблица)

 

2025

2026

2027

Всего, трлн руб.

5,8

6,3

6,4

Беспилотные авиационные системы, млн руб.

27829

43753,1

40526,8

Развитие космической деятельности РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2036, млн руб.

10000

10000

10000

Новы атомные и энергетические технологии, млн руб.

28721

58931,1

57676,2

Новые материалы и химия, млн руб.

8300,2

21317,8

25938,6

Промышленное обеспечение транспортной деятельности, млн руб.

167685,6

249819,7

261233,9

Новые технологии обеспечения здоровья, млн руб.

4811,8

4658,9

5040,6

Технологичное обеспечение продовольственной безопасности, млн руб.

14492,8

19646,6

23124,2

Туризм и гостеприимство, млн руб.

43992

70848,9

81938,2

Кадры, млн руб.

17891

15579,4

17257

Экономика данных и цифровая трансформация государства, млн руб.

129071

161771,8

166955,3

Средства производства и автоматизации, млн руб.

51370

86270

96790

Экологическое благополучие, млн руб.

48595,1

109340,9

124214,7

Эффективная транспортная система, млн руб.

131378

165460,2

202174,2

Международная кооперация и экспорт, млн руб.

45303

49400

52500

Эффективная и конкурентная экономика, млн руб.

206845,2

161991

99211,7

Молодежь и дети, млн руб.

458138,3

547375,6

550342,1

Инфраструктура для жизни, млн руб.

1168365

1359107,5

1413130,5

Продолжительная и активная жизнь, млн руб.

369810,6

284244,2

284673,2

Семья

2832888,1

2883377,3

2843674,6

Источник: Минфин

Комментарий эксперта

Основной проблемой проекта федерального бюджета на 2025-2027 гг. может стать сохранение подхода к формированию расходных обязательств. Так, если недостаточно благоприятная ценовая конъюнктура сырьевого экспорта последующего периода была снивелирована спешно проведенной налоговой реформой, то «нацпроектное» финансирование приоритетных и стратегических задач, вместо необходимой структурной адаптации экономики к новым геополитическим условиям, приводит к нерыночному и неэффективному госплану, образца позднего советского периода.

Во взаимосвязи с крайне низкой производительностью труда и дефицитом кадровой обеспеченности жизненно важных для государства отраслей такой подход не сможет обеспечить необходимый переход к реальному технологическому суверенитету и лидерству. Отдельно следует отметить и нарастающий планируемый дефицит федерального бюджета, который, однако, возможно будет снижен по фактическому исполнению.

Комментарий эксперта

Страна делает шаг к укреплению своих позиций на мировой арене, для этого было выделено 40 трлн рублей. В рамках трехлетнего бюджета на 2025-2027 годы предусмотрено значительное увеличение средств на реализацию новых национальных проектов.

Проект бюджета включает меры по достижению технологического лидерства с общим объемом около 6,091 трлн рублей. Инвестиции направлены не только на поддержку существующих технологий, но и на развитие инновационных решений, способных изменить рынок. Основные направления финансирования сосредоточены на критически важных отраслях:

  • Промышленное обеспечение транспортной мобильности (678,7 млрд рублей). Важным аспектом является поддержка таких секторов как автомобилестроение и микроэлектроника. На эти цели выделяется значительная сумма — 3 749,7 млрд рублей для развития автомобилестроения и специализированного машиностроения. Это позволяет ожидать улучшения качества продукции и создания новых рабочих мест. На три года заложено 166 млрд рублей на развитие опорной сети аэродромов в рамках нового национального проекта «Транспорт». Этот проект предполагает реконструкцию и строительство не менее 77 аэродромов в период с 2025 по 2030 год

  • Станкостроение (234,4 млрд рублей)

  • Новые материалы и химия (55,6 млрд рублей)

Беспилотные авиационные системы (112,1 млрд рублей). Стоит отметить национальный проект «Беспилотные авиационные системы», которому выделено свыше 112 млрд рублей за три года: в 2025 г. — 27,829 млрд руб., в 2026 г. — 43,753 млрд руб., а в 2027 г. — 40,526 млрд руб. Эти средства будут направлены не только на разработку технологий беспилотников, но также обеспечат интеграцию таких систем в существующие транспортные потоки.

Увеличенное финансирование национальных проектов создаст благоприятные условия для роста ВВП страны. Инвестиции в высокие технологии обеспечат конкурентоспособность российской экономики в условиях глобальной конкуренции.

Комментарий эксперта

В проекте федерального бюджета прослеживается четкая ориентированность на стабильное социально-экономическое развитие страны. Бюджетные ограничения соблюдаются, структурная сбалансированность достигнута, и правительство нацелено на обеспечение ключевых приоритетов государства.

С точки зрения бизнеса, центральное внимание привлекают два ключевых аспекта. Во-первых, увеличение доходов федерального бюджета в сочетании с их целевым расходованием. Прогнозируемый рост доходов с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,29 трлн рублей в 2025 году свидетельствует о возможностях для стимулирования экономической активности. Экономический рост на уровне 2,5-2,8% в этот период создаст более предсказуемые условия для бизнеса, что особенно важно в текущих условиях.

Во-вторых, значительное внимание уделено мерам по обеспечению технологического суверенитета и лидерства. Введение федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) с 2025 года позволит компаниям уменьшить налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, что способствует увеличению инвестиционной активности. На мероприятия по достижению технологического лидерства на трехлетний период выделено порядка 6,091 трлн рублей.

Кроме того, проект бюджета демонстрирует приоритетность выполнения социальных обязательств, что косвенно поддерживает предпринимательскую активность, так как стабилизирует покупательский спрос и улучшает социальную инфраструктуру. На «Социальную политику» планируется выделить значительные суммы, причем особое внимание уделяется поддержке семей с детьми и улучшению жилищных условий.

Наконец, поддержка регионов и реализация инфраструктурных проектов, таких как развитие транспортной системы и модернизация коммунальной инфраструктуры, также представляет значительный интерес для бизнеса. Финансовая поддержка в объеме 3,3 трлн рублей ежегодно, направленная на развитие национальных проектов и инфраструктуру, создает дополнительный потенциал для диверсификации и расширения бизнеса в различных регионах страны.

Сбалансированная бюджетная политика, проводимая правительством, и меры поддержки бизнеса позволят создать более устойчивую экономическую среду, что, в свою очередь, должно способствовать достижению национальных целей развития и движению к технологическому суверенитету.