Когда речь идет о сложных, нетипичных сделках, компании склонны перестраховываться. В ход идут все средства: многоступенчатые системы приемки договора, бурные обсуждения с внутренними службами организации, привлечение консультантов и даже так называемые «second opinion» – проверка правовой позиции консультанта другим сторонним консультантом.
Но когда речь заходит о рутинных сделках с проверенным контрагентом, их контрольчасто сводится к формальному или отсутствует полностью. При этом, чем больше компания, тем выше шанс у ошибки «затеряться» от глаз сотрудника. Ведь, как правило, он занят решением множества других задач. Именно на потерю бдительности и рассчитывают злоумышленники, совершая мошеннические действия со спецификациями заказов на основании рамочных договоров поставки. В судебной практике появился ряд дел о включении в договоры поставки без ведома покупателя значительно завышенных объемов товара, в которых покупатель не нуждается, и последующее истребование оплаты пени за несвоевременную оплату без фактической поставки.
Механика мошенников такова:
1. Заключение рамочного договора поставки, дающего возможность предусмотреть конкретные объемы, цены, условия оплаты и сроки исполнения сторонами в спецификациях к нему. Формат спецификации при этом предусматривает указание количества и цены за 1 единицу товара. Важной особенностью данной мошеннической схемы является условие об авансировании поставок, несоблюдение которых и станет причиной обращения поставщиком в суд.
2. Заключение нескольких спецификаций на незначительные объемы поставок и надлежащее исполнение обязательств поставщиком с целью создания репутации добропорядочного поставщика как в глазах сотрудников, контролирующих закупки, так и в расчетных алгоритмах скоринговых систем, установленных для обработки и контроля рутинных транзакций в крупных компаниях.
3. Достижение устной договоренности о необходимом объеме поставки (возможна ее фиксация в электронной переписке) и внесение поставщиком в спецификацию несогласованных с заказчиками объемов поставки, увеличивающих стоимость товара на миллионы рублей.
Часто мошенники пользуются кризисной ситуацией у покупателя: срочной потребностью в товаре, что регулярно случается, например, в строительном бизнесе или на производствах непрерывного цикла или предлагают цену меньше, чем та, которая устоялась на рынке.
4. Осуществление поставки реально согласованного объема товаров, оплаты за него и временное прекращение контактов с заказчиком (фактически, данное затишье используется для преднамеренного начисления пени и увеличения суммы задолженности).
5. Направление уведомления о готовности товара к отгрузке и претензии с требованием оплатить оставшуюся часть суммы, указанной в спецификации вместе с начисленными за этот период пенями.
6. Подача в арбитражный суд искового заявления о взыскании начисленных пени (именно пени, а не всей суммы аванса, ведь это принудило бы недобросовестных поставщиков к поставке товаров, которых, вероятно, у них нет).
Ключевым условием для разрешения спора в пользу истца является применение упрощенного порядка разрешения спора, без вызова представителей ответчика в судебное заседание.
Будь в судебном заседании представители ответчика, они бы разумно парировали, что при обоюдном неисполнении сторонами обязательств по внесению аванса и последующий поставке товаров, у покупателя не возникает обязанности по уплате пени. На случай невнесения аванса покупателем законодательно предусмотрены иные меры защиты поставщика: приостановка поставок, расторжение договора и возмещение убытков (данный подход зафиксирован в постановлении Верховного Суда РФ № 305-ЭС22-29133 от 04.05.2023). Отметим, что некоторые суды рассматривают факт уведомления покупателя о готовности товара к отгрузке как выполнение поставщиком установленных договором обязательств, что порождает обязанность по оплате товаров и уплате пени за просрочку платежей. Помимо этого, в ряде случаев суды удовлетворяли требования о взыскании пени вопреки позиции Верховного Суда.
Для применения упрощенного порядка рассмотрения спора истцу важно соблюсти формальные критерии п. 1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, а именно ценовой порог иска, не превышающий 1 200 000 руб. для юридических лиц. В заявлениях мошенников речь идет исключительно о пенях – представители истца мотивируют это тем, что товар можно перепродать, а вот задержку товаров на складах нужно оплатить.
Отметим, что требования к составлению исковых заявлений не предусматривают указания суммы начисленных пени на дату подачи искового заявления – это открывает возможность для манипуляции цифрами для соблюдения условий применения упрощенного порядка рассмотрения спора. При возможности обращения с иском в течение всего срока исковой давности равного 3 годам, к моменту подачи искового заявления в действительности может в разы отличаться от указанной в иске суммы. При этом, в таких заявлениях производится расчет пени за незначительный фиксированный период и дополнительно мошенники, пользуясь формальным правом, предусмотренным п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств», требуют начисления пени до момента фактического исполнения обязательства.
Поскольку суды самостоятельно не меняют формат судопроизводства, в отсутствии ответчика легко может быть рассмотрен спор на сумму, кратно превышающую установленный ценовой порог иска. Так, Арбитражным судом г. Москвы принято к рассмотрению исковое заявление о взыскании пени по договору поставки за период с 10.12.2022 по 17.12.2022 в размере 698 000 руб., в последствии пени, рассчитанные с 18.12.2022 по день фактического исполнения обязательств по внесению денежных средств согласно счету-Спецификации составили 17 450 000 руб.
7. Решение суда вступает в силу, дело передается в исполнительное производство, производится списание денежных средств со счетов заказчиков. Списание денежных средств происходит до момента оплаты по токсичной спецификации, что фактически обязывает пострадавшее юридическое лицо либо оплачивать пени за несостоявшуюся поставку ненужного ему товара на протяжении всего срока действия договора (при этом недобросовестные поставщики предусмотрительно прописывают в договоре штраф за односторонний отказ покупателя от договора поставки), либо пытаться договариваться с мошенниками, оплачивая некое отступное для заключения мирового соглашения.
Что делать, чтобы не стать жертвой мошенников?
1. Проводить регулярные проверки контрагента, в том числе судебных споров с его участием. Если проверка автоматизирована, то проверить, что алгоритм скоринговой системы не снижает бдительности при надлежащем исполнении контрагентом обязательств по поставке нескольких партий товаров (снижение частоты проверок может быть предусмотрено разработчиками для оптимизации работы системы).
2. Предусмотреть проверку спецификаций к договору наряду со стандартной приемкой договоров, уделять внимание количеству товаров, оценивать его с учетом потенциальной необходимости для производственных задач.
3. Сохранять цифровой след при обсуждении объемов и условий поставки товаров.
4. Регулярно отслеживать поданные в отношении вашего бизнеса исковые заявления.
Если в отношении вашего бизнеса мошенники уже производят махинации с поставками товаров, важно дать их действиям правильную квалификацию. Обращение в органы следствия с целью признания их действий мошенническими даст вам возможность пересмотреть решения судов, вступившие в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам и вернуть незаконно списанные деньги.