Теперь нам нужен план. Утверждена новая Стратегия пространственного развития

| статьи | печать

Глава правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении Стратегии пространственного развития до 2030 г. План по ее реализации Минэкономразвития подготовит в течение трех месяцев. Одно из новшеств утвержденной Стратегии — создание единого перечня опорных населенных пунктов, где реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику. Обновленную стратегию власти видят инструментом реализации нацпроектов в отраслях и регионах при взаимоувязке с федеральными и региональными приоритетами развития.

В течение трех месяцев Минэкономразвития совместно с другими федеральными органами власти представит план мероприятий по реализации новой Стратегии пространственного развития до 2030 г. Глава правительства Михаил Мишустин 6 января подписал распоряжение об утверждении документа. В нем отражены задачи по формированию сбалансированной системы пространственного развития для достижения национальных целей, поиск оптимальных форм территориальной организации экономики, развитие опорных населенных пунктов, образующих инфраструктурный и экономический каркас страны.

Новый документ пришел на смену прежней Стратегии, которая была рассчитана до 2025 г. Если ранее основная цель Стратегии сводилась к выравниванию различий в уровне и качестве жизни населения и ускорению темпов экономического роста, то теперь речь идет о системе расселения и территориальной организации, которая будет способствовать достижению и развитию национальных целей. Таким образом, концепция теперь выглядит более комплексной.

Одним из новшеств утвержденной стратегии является создание единого перечня опорных населенных пунк­тов. В него вошли городские агломерации, административные центры, города, где реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику. Кроме того, туда включены города, жители которых заняты в обеспечении нацио­нальной безопасности и обслуживании критически важной инфраструктуры. Также в перечень вошли населенные пункты, включая сельские, выполняющие функции опорных: в них работают медучреждения, школы, вузы и культурные центры, обеспечивающие потребности жителей прилегающих территорий. В числе приоритетных задач развития опорных населенных пунктов — строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры для привлечения кадров, модернизация транспорта, расширение межрегиональных экономических связей.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, Стратегия поможет увязать между собой пространственные приоритеты Федерации и регионов, отраслевые задачи, планы развития инфраструктуры, нацпроекты и госпрограммы для достижения национальных целей развития, поставленных президентом. На базе документа будут формироваться отраслевые и региональные планы по развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Министр отметил, что переориентация на новые внешние рынки требует ускоренного развития транспортно-логистических коридоров, а также ставит задачи по нивелированию этих рисков для многих территорий. Прежде всего речь идет о субъектах, которые оказались далеко от рынков сбыта и сейчас активно перестраиваются на новые поставки.

«Отдельный вопрос здесь касается Северо-Запада. Отдельный — по Калининграду, которому предстоит существенно снизить зависимость от грузов из других субъектов. Разворот на Восток и Юг — это новые проекты, новые производства, новые логистические мощности, в первую очередь на Дальнем Востоке, в Сибири и Азово-Черноморских регионах. А значит, это потребность в трудовых ресурсах, которую предстоит закрывать в том числе за счет трудовой мобильности внутри страны. В случае с Дальним Востоком появление новых точек роста — это возможность переломить ситуацию с оттоком населения», — подчеркнул М. Решетников.

Дальний Восток

Для Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны одной из задач станет наращивание международных торговых связей. Речь идет о повышении эффективности работы Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, Северного морского пути, морских портов на тихоокеанском побережье и о строительстве дорог, связывающих эти порты с логистическими центрами. Также внимание будет уделено созданию аэродромов и расширению авиасообщения.

Еще одно направление работы — промышленная кооперация с дружественными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе на международных территориях опережающего развития в приграничных районах Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области и Еврейской автономной области.

Приазовье

Среди направлений пространственного развития новых регионов — дальнейшая интеграция в общую экономическую структуру страны, создание к 2028 г. единого экономического пространства Приазовья за счет повышения транспортной связанности Крыма и Севастополя с новыми регионами, а также Краснодарским краем, Белгородской, Воронежской и Ростовской областями.

 Подписывайтесь на «ЭЖ» в телеграм-канале 

Комментарий эксперта

Можно выделить две основные проблемы разного рода стратегий, национальных проектов, а также планов и дорожных карт, реализуемых в нашей стране. Первая заключается в возможности либо невыполнения, либо фиктивного выполнения ожидаемых ключевых показателей. Национальные цели и задачи мигрируют из одних указов в другие вместе с обновлениями стратегий и планов, бюджетные средства осваиваются в полном объеме, а за провалы в демографии, ЖКХ, здравоохранении и образовании никто не несет ответственность, при этом невыполнение предыдущих целевых показателей не мешает этим же чиновникам заниматься курированием новых нацпроектов.

Ко второй, и более значимой проблеме, относится отсутствие глобальной высокоуровневой цели развития нашего государства, то есть идеологии, принятой большинством страт российского общества. И с этим сильно сложнее. Поэтому при составлении плана реализации обновленной Стратегии пространственного развития до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. особое внимание следует уделить мерам обеспечения выполнения целевых показателей и персональной ответственности кураторов из правительства. К новелле обновленной Стратегии можно отнести появление единого перечня опорных населенных пунктов, также больше внимания уделено усилению межрегиональных экономических связей.

Комментарий эксперта

Среди ключевых вопросов для развития Стратегии можно выделить следующие:

  • сокращение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов, что будет способствовать более активному перетоку кадров в активно развивающиеся регионы;

  • стимулирование роста рождаемости, приводящее в перспективе к снижению дефицита в рабочей силе;

  • обеспечение энергетической безопасности регионов РФ, что будет способствовать бесперебойной работе бизнеса и комфортному проживанию на территории населения.

Особое внимание при обеспечении реализации Стратегии следует обратить на:

  • развитие собственных технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны;

  • разработку миграционной политики, которая будет покрывать кадровый дефицит, но при этом защищать интересы местного населения;

  • процесс финансирования стратегии в условиях санкций и внешних ограничений с учетом изменения геополитических факторов, приводящих к нестабильности экономики.