В 2009 г. Россия заняла четвертое место в рейтинге стран по книгоизданию, выпустив 127 596 названий книг и брошюр совокупным тиражом 716,55 млн экз. По сравнению с 2008 г. число выпущенных в стране названий увеличилось на 3,5%, а совокупные тиражи впервые за последние три года упали на 5,8%. Об этом говорится в отраслевом докладе «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы», который опубликовало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. На первом месте в мировом списке — США, выпустившие 300 000 книг и брошюр. Второе место у КНР — 275 000 названий. Замыкает тройку лидеров Великобритания, в которой в прошлом году было издано 133 000 книг и брошюр.
Как пояснили в печатном ведомстве, прирост выпуска названий в России в 2009 г. произошел в основном не за счет книг, а за счет брошюр: их число по сравнению с 2008 г. увеличилось на 13,73%, в то время как прирост выпуска собственно книг составил лишь 1,67%. При этом доля книг в совокупном числе издаваемых в России непериодических печатных изданий в 2009 г. сократилась по сравнению с 2008 г. на 1,5%. Еще больший разрыв в выпуске книг и брошюр наблюдается при сравнении тиражных показателей. Так, при общем падении тиражей всей непериодической печатной продукции на 5,8% тиражи собственно книжной продукции уменьшились почти на 16%, а тиражи выпущенных брошюр увеличились почти на 30%.
Анализ статистики, проведенный экспертами Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, подтвердил, что финансово-экономический кризис заставил издательства оптимизировать расходы на подготовку изданий в целях их удешевления. Характерной чертой кризисного года наряду с падением тиражей стало и заметное сокращение листажа выпускаемой издательской продукции. Общий объем печатной массы уменьшился в 2009 г. по сравнению с 2008-м на 1 687 571 тыс. листов-оттисков, или на 17,34%. При этом в кризисный год и вновь выходящие книги, и переиздания стали тоньше своих предшественников.
Кроме того, по сравнению с 2008 г. в 2009-м число изданий в переплете сократилось на 5,08%, а число книг в обложке, напротив, выросло почти на 8%.
Доля изданий в обложке в общем массиве выпускаемой печатной продукции увеличивается год от года. В 2009 г. она составила уже 68,3% по числу названий.
Магазины становятся меньше
В начале кризиса эксперты предрекали, что в 2009 г. с рынка уйдет до 20% мелких и средних издателей. Но вопреки пессимистичным прогнозам число издающих организаций, выпустивших хотя бы одну книгу за прошлый год, наоборот, выросло на 122 единицы — до 5824. На 25 (до 1305) увеличилось число издательств, выпускающих хотя бы одну книгу в месяц.
Не суждено было сбыться и прогнозу специалистов о существенном перераспределении рынка в пользу крупных игроков. Так, доля на рынке ключевой десятки издателей по сравнению с 2008 г. возросла незначительно — всего на 1,44% по числу выпущенных названий и 1,24% — по тиражу. При этом доля издательств в Москве и Санкт-Петербурге в общем объеме книжного выпуска в России в 2009 г. составила около 70% по количеству названий и свыше 90% — по тиражам выпускаемых книг и брошюр. И это несмотря на то, что в российских регионах сейчас насчитывается немногим более 2500 издательств.
Для российской книжной розницы 2009 г. был не такой удачный, как для издательств. Если в течение нескольких лет, предшествовавших кризису, количество книжных магазинов постепенно увеличивалось (к середине 2008 г. достигло 3600), то за прошедший год, по некоторым оценкам, было закрыто 150—200 книжных магазинов. Таким образом, их число сократилось примерно на 6% и сегодня составляет около 3400. Одновременно с закрытием старых магазинов владельцы сетей в течение года открывали новые, но с меньшими площадями и в менее престижных районах городов.
По оценке генерального директора издательства «Эксмо» Олега Новикова, наибольшую долю на рынке в 2009 г. по-прежнему занимали независимые книжные магазины. При этом их доля возросла с 35 до 39%. Второй по значимости канал — книжные сети, занимавший до кризиса 25% рынка, в результате закрытия большого числа сетевых магазинов в течение года потерял около 5%, что привело к его сокращению до 20%.
В свою очередь доля канала FMCG (книжные продажи в торговых центрах товаров повседневного спроса) несколько выросла — с 10 до 12%, в отличие от сегмента библиотечных продаж, который сократился с 10 до 7% благодаря уменьшению финансирования библиотек субъектов РФ и задержке в выделении им средств в 1-м полугодии 2009 г. Для сравнения: за рубежом продажа книг библиотекам считается одним из самых развитых каналов сбыта и достигает 50%.
Еще одной характерной чертой кризисного года стало возвращение издателей к практике «нецивилизованных» форм книгораспространения, характерных для начала — середины 1990-х гг. В частности, получил второе рождение такой старый, но достаточно успешный канал, как книгоношество (форма организации обслуживания, заключающаяся в доставке книг по месту жительства или работы читателя). Данный способ сегодня активно используют издательства «АСТ», «ОЛМА Медиа Групп», «Белый город» и др. По оценкам специалистов, книгоношество составляет уже около 3% продаж на рынке. Еще одна архаичная категория, которая также оказывает влияние на продажи, — книжные рынки («Олимпийский» в Москве и аналогичные рынки в региональных городах). Ее доля в структуре каналов распространения, по оценке О. Новикова, около 3%.
В кризисный год существенную долю рынка потерял канал почтово-посылочной книжной торговли, включая торговлю через немногочисленные в нашей стране книжные клубы. Зато продажи через Интернет выросли с прошлогодних 6 до сегодняшних 8%. Рост доли интернет-канала был обусловлен не только увеличением продаж в интернет-магазинах, но и ростом онлайновых продаж в традиционных книготорговых предприятиях (например, в «Библиоглобусе»). По прогнозам печатного ведомства, наступление электронной эры будет способствовать дальнейшему увеличению доли интернет-торговли в структуре каналов книгораспространения. В ближайшие годы этот сегмент достигнет 10% .
Российские книги дешевле немецких
В целом по оценке игроков в 2009 г. падение спроса, закрытие магазинов и девальвация рубля привели к сокращению книжного рынка России на 20% — до 2,4—2,5 млрд долл. Для сравнения: по оценке Международной ассоциации издателей, за первые шесть месяцев 2009 г. немецкий рынок уменьшился на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Австрии рынок возрос на 1,7%. В США рост прибыли издателей на июнь 2009 г. составил 1,8%.
Девальвация рубля в начале 2009 г. отразилась и на ценообразовании. Отметим, что средняя розничная цена на книги в Российской Федерации росла на протяжении всех предкризисных лет в национальной валюте и в долларовом выражении, составив в 2008 г. 6,3 долл. В кризисном 2009 г. средняя розничная цена книги в долларовом выражении несколько снизилась, а в национальной валюте увеличилась примерно на 15% и дошла до отметки 181 руб. Для сравнения: в Германии среднеотраслевая розничная цена книги — 11,5 евро, или 460 руб., то есть в 2,5 раза выше российской.
Кстати, по подсчетам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, наиболее продаваемые в России книги находятся в самом низком ценовом сегменте — от 1,5 до 6,5 долл. (50—200 руб.), на них приходится до 50% продаж. Книги среднего ценового сегмента — от 6,6 до 16,5 долл. (200—500 руб.) покупают 20—25% читателей, а дорогие книги — от 50 долл. (от 1500 руб.) —10%.
Доли ключевых игроков на книжном рынке России по выпущенному тиражу в 2009 г., %
Название |
Доля |
2009/2008 |
Эксмо |
11,28 |
–1,83 |
АСТ |
10,74 |
+1,35 |
Просвещение |
6,41 |
+0,41 |
Эгмонт Россия ЛТД |
4,52 |
+1,84 |
ОЛМА Медиа Групп |
1,89 |
+1,10 |
Дрофа |
2,30 |
–0,59 |
Росмэн |
1,13 |
–0,40 |
Рипол-классик |
1,06 |
–0,41 |
Азбука-классика |
1,01 |
+0,08 |
Аттикус |
1,01 |
–0,32 |
Прочие издательства |
58,65 |
–1,23 |
Источники: Федеральное агентство по печати и
массовым коммуникациям, российская книжная палата