Рост мировых цен на нефть приобретает характер стихийного бедствия. Прогнозируемые 105 долларов за баррель еще больше разогревают рынок. В Америке бензин стоит уже порядка 65 (53) центов за литр, в Европе — 1,1 евро, а в Великобритании достигает уже 1 фунта стерлингов. Как в данной ситуации поведет себя российский топливный рынок и можно ли сдержать рост цен на бензин? Об этом шла речь на совместной пресс-конференции исполнительного директора Российского топливного союза Г. Сергиенко и вице-президента Московской топливной ассоциации А. Небольсина.
После недолгой «паузы» цены на нефтепродукты в России вновь начали расти. Так, на конец марта оптовые цены выросли примерно на30%, достигнув максимального уровня цен ноября прошлого года. Как следствие, розничные цены на АЗС также выросли (правда, пока только на 4%). Их рост, без сомнения, будет продолжаться, но скачка или обвала цен в 2005 г. точно не будет. Об этом с уверенностью заявил А. Небольсин.
Будем надеяться, что оптимизм в данном случае уместен. Хотя общая картина в 2004 г. получилась совсем неутешительная. Сырая нефть в течение года подорожала на 75%, цены на моторное топливо в оптовом звене выросли в среднем на40—50%, а в розницу — на30—40%. Это незамедлительно сказалось на общем уровне цен в стране. При наличии тяжелых социальных проблем, прежде всего связанных с низким доходом на душу населения в стране, рост цен на топливо может спровоцировать как экономический, так и социальный кризис.
Как получилось, что Россия, являющаяся второй в мире по объемам добываемой нефти, не может обеспечить свое закономерное конкурентное преимущество собственным производителям и потребителям? Видимо, дело в том числе и в эффективности управления ресурсами. К примеру, в США нефтеперерабатывающий завод с численностью до2000 человек может ежедневно перерабатывать около 450 тыс. баррелей нефти— это 3% от всего объема американского рынка нефти. У нас завод примерно с такой же численностью рабочих производит в 2 раза меньше продукции. Отсюда и высокая себестоимость топлива. Для решения названной проблемы государство, помимо прочего, должно проводить политику, стимулирующую модернизацию производственных мощностей.
Взглянем на основные рычаги регулирования ценна нефтепродукты, которые на сегодняшний день есть у правительства.
Первый и самый действенный — это налоговая нагрузка, которая сейчас составляет около 20%себестоимости нефтепродуктов. Она включает в себя налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизы.
НДПИ рассчитывается исходя из экспортной цены, по мере ее увеличения растет и налог. Нефтяные компании для компенсации налоговых изъятий поднимают цены на нефть на внутреннем рынке. По мнению аналитиков РТС, отказ от привязки НДПИ к экспортным ценам приведет к снижению стоимости нефтепродуктов внутри страны.
Снижение акцизов, которые сейчас взимаются с оптовиков, приведет к повышению доходности работы на внутреннем рынке, росту производства нефтепродуктов и соответственно скомпенсирует выпадающие доходы бюджета за счет увеличения объема поставок. В топливном союзе также считают целесообразным дифференцировать акцизы в зависимости от качества производимых нефтепродуктов, так как на сегодняшний день доля темных нефтепродуктов (низкооктановый бензин, мазут, дизельное топливо) в общей структуре переработки является преобладающей. А это негативно сказывается на экологической ситуации.
Второй не менее эффективный рычаг воздействия — экспортные пошлины. Характерным примером является ситуация декабря 2004 г., когда из-за снижения экспорта (пошлина увеличилась с 87,9 до 101доллара за тонну) выросли поставки нефти на внутренний рынок и цена на нее резко пошла вниз. С 1 февраля этого года пошлина снизилась до 83 долларов за тонну и цены на нефтепродукты поползли вверх. С 1 апреля пошлина вновь увеличилась до 102,6 доллара за тонну, а с1 июня ее размер прогнозируется на рекордном уровне— до 115—120 долларов. Если к этому моменту мировые цены на нефть перестанут так бурно расти, то можно предположить снижение российских розничных цен за счет увеличения объема нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Помимо названных способов многие также выступают за административный рычаг воздействия на цены, когда государственные органы в ультимативном порядке сдерживают их рост. Однако, по мнению экспертов, это может привести лишь к снижению доходности бизнеса независимых нефтетрейдеров и вытеснению их с рынка крупными вертикально интегрированными компаниями.
Похоже, что с ростом ценна бензин многие предприятия будут вынуждены переходить на более дешевый газ. Да и во всем мире поиск альтернативных нефтепродуктам видов топлива и их внедрение становится идеей фикс.
Мнение эксперта
Григорий Сергиенко, исполнительный директор РТС:
— С 1 января 2003 г. акцизы стали платить оптовики, покупающие топливо у нефтеперерабатывающих заводов. До этого времени их платили сами заводы. По моему мнению, уплату акцизов вновь нужно переложить на 28 НПЗ, так как это немаловажный фактор для выработки розничной цены на моторное топливо (стоимость акциза составляет почти четверть в оптовых ценах высокооктановых сортов бензина). Минфин не хочет возвращаться к старой системе, обосновывая свою позицию хорошей собираемостью денег в бюджет.
Кроме того, существует еще проблема в перераспределении акцизной нагрузки на различные сорта бензина. Сейчас с бензина высокого качества берется более высокий акциз, чем с низкокачественного. Для стимулирования производства бензина глубокой переработки, который при сжигании дает наименьшее количество выбросов в атмосферу (нам необходимо приближаться к мировому экологическому стандарту), предлагается акцизную нагрузку поменять местами. Это позволит скомпенсировать рост цены на высококачественный бензин. Кстати, с повышением цен на моторное топливо в 2004 г. прирост объема его потребления не снизился, а, как и в прошлые годы, составил 3%. Это говорит о небольшом росте автомобилизации страны.
К сведению
Причинами роста цен с начала года послужили:
✔ рост мировых цен на нефть;
✔ увеличение тарифов на продукцию естественных монополий (в 2005 г. цены на газ выросли на 27%, на электроэнергию — 27%, на теплоэнергию — 16%, тарифы на
грузовые железнодорожные перевозки выросли на 12%);
✔ рост на 15% налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в результате изменения критериев расчета НДПИ;
— индексация на 8% акцизов на нефтепродукты.
По данным РТС