Преобразование судебной системы России выходит на новый уровень — 5 марта президент внес в Госдуму четыре новых законопроекта, призванных наладить процесс объединения судов. Предлагаются существенные изменения: новая редакция Арбитражного процессуального кодекса РФ, новое разграничение компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, новые правила работы системы арбитражных судов.
Для обеспечения реализации реформы судебной системы, в результате которой ВАС РФ и ВС РФ превратятся в единый Верховный суд РФ (см. «ЭЖ», 2014, № 06, с. 07), требуется логическое продолжение в виде законопроектов, которые приведут действующую нормативную базу в соответствие с Законом о поправке к Конституции и принятыми вместе с ним Федеральными конституционными законами от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“», от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации» и Федеральным законом от 05.02.2014 № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“». В этих целях Президент РФ 5 марта внес на рассмотрение в Госдуму четыре законопроекта:
- законопроект № 466670-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект № 466670-6);
- законопроект № 466627-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“» ;
- законопроект № 466637-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» (далее — законопроект № 466637-6);
- законопроект № 466656-6 «О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (см. «БП», 2014, № 10).
Компетенция арбитражных судов после объединения станет намного уже
Законопроекты № 466637-6 и № 466670-6 содержат поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и иные законодательные акты, связанные с изменением компетенции арбитражных судов по рассмотрению споров и правил рассмотрения таких споров.
Так, с августа этого года арбитражные суды должны будут прекратить рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Сейчас такие споры рассматривает ВАС РФ, если речь идет о нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ), Суд по интеллектуальным правам — в части нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ). Споры об оспаривании иных нормативных актов рассматривают арбитражные суды первой инстанции (п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). После принятия и вступления в силу законопроекта № 466670-6 полномочия рассматривать подобные дела останутся лишь у Суда по интеллектуальным правам в рамках его компетенции. Остальные арбитражные суды этими вопросами больше заниматься не будут (подп. «г» п. 6, п. 14 ст. 1 законопроекта 466670-6).
Кроме того, из компетенции арбитражных судов будут исключены споры о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 2 законопроекта № 466637-6). Эти дела будут относиться к компетенции судов общей юрисдикции.
Также к ведению судов общей юрисдикции отойдут споры по заявлениям федеральных органов исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок об оспаривании решений органов регулирования субъекта РФ по установлению предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и по заявлениям органов регулирования субъектов РФ об оспаривании решений органов регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ст. 7 законопроекта № 466637-6).
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ будет новой кассацией
После упразднения ВАС РФ структура нового Верховного суда РФ будет заметно отличаться от нынешней. В частности, в его составе будет образована Судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, которая, по сути, должна заменить ВАС РФ как судебную инстанцию. Впрочем, статус ее вовсе не аналогичен нынешнему суду. Законопроект № 466670-6 вводит в АПК РФ новые нормы о рассмотрении данной коллегией некоторых судебных актов в качестве суда кассационной инстанции (ст. 291.1-291-15 АПК РФ в ред. законопроекта № 466670-6).
В частности, коллегия будет пересматривать в кассации вступившие в законную силу решения и определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции. Сейчас такие дела рассматривает сам Суд (п. 1 ч. 3 ст. 274 АПК РФ), причем в данную норму законопроект поправок не предполагает. Кроме того, на кассационный пересмотр в Судебную коллегию по экономическим спорам попадут вступившие в законную силу:
- решения и определения арбитражных судов субъектов РФ;
- постановления и определения арбитражных апелляционных судов, принятые ими в первой инстанции;
- определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими в процессе кассационного производства, если они обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, образованном в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.98 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее — Закон № 1-ФКЗ);
- постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ в ред. законопроекта № 466670-6).
Срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам останется привычным — два месяца со дня вступления в законную силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по делу (ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ в ред. законопроекта № 466670-6). Надзорной инстанцией по экономическим спорам вместо Президиума ВАС РФ с августа должен стать Президиум ВС РФ (ст. 308 АПК РФ в ред. законопроекта № 466670-6). Он будет рассматривать надзорные жалобы на:
- определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства;
- определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС ПФ, принятые в первой инстанции;
- вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, принятые в первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения (ч. 3 ст. 308.1 АПК РФ в ред. законопроекта № 466670-6).
Оспаривать в порядке надзора кассационные постановления арбитражных судов округов можно будет, только пройдя через Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, о подаче жалобы непосредственно в Президиум ВС РФ в законопроекте № 466670-6 речи не идет. Сейчас, впрочем, вопрос о передаче дела в Президиум ВАС РФ в порядке надзора решается сперва судебной коллегией ВАС РФ.
Аппаратами арбитражных судов будут руководить их председатели, а не администраторы
Законопроект № 466627-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“» (далее — законопроект № 466627-6) вносит поправки в систему арбитражных судов, которая должна обновиться в августе. Формально изменения предполагаются только на высшем уровне — вместо Высшего арбитражного суда РФ будет функционировать Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ (п. 7 ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ). Компетенция коллегии, разумеется, станет намного уже, чем ныне действующего ВАС РФ. Впрочем, как и компетенция самих арбитражных судов по рассмотрению споров.
Среди технических изменений можно отметить переименование арбитражных судов кассационной инстанции: из наименования «Федеральный арбитражный суд округа» исчезнет слово «федеральный». Впрочем, определенная логика в этом есть, коль скоро речь идет об окружных, а не общефедеральных судах. Соответствующие поправки президент предложил внести по всему тексту Закона № 1-ФКЗ. Также из законодательства исчезнут все упоминания о норме Конституции о Высшем арбитражном суде РФ, так как соответствующая ст. 127 уже утратила силу; вместо ВАС РФ в законе будет фигурировать новый объединенный Верховный суд РФ.
Но есть и изменения по существу, которые касаются организации работы в арбитражных судах, их компетенции, состава и некоторых других вопросов.
Так, законопроектом предлагается отменить двухгодичный срок, на который сейчас назначаются члены президиумов Федеральных арбитражных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов (п. 2 ст. 27, п. 2 ст. 33.4, п. 2 ст. 37 Закона № 1-ФКЗ в ред. законопроекта № 466627-6).
Также из текста закона предлагается исключить возможность создания в арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов РФ дополнительных коллегий, прямо в законе не поименованных. Сейчас решение об их создании, как и решения о создании постоянных судебных присутствий, принимает Пленум ВАС РФ, а если законопроект № 466627- 6 станет законом (что, впрочем, не вызывает сомнений), вопрос о создании коллегий и присутствий будет решаться только на уровне федерального закона (п. 2 ст. 33.2, п. 2 ст. 35 Закона № 1-ФКЗ в ред. законопроекта № 466627-6).
Предстоят изменения, касающиеся организационного и материального обеспечения деятельности арбитражных судов. Напомним, что сейчас организационное обеспечение их деятельности осуществляет Высший арбитражный суд РФ (в отличие от судов общей юрисдикции, находящихся в «ведении» Судебного департамента при ВС РФ). Законопроект же, цитируя положения Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в будущей редакции от 06.08.2014, отдает вопросы оргобеспечения арбитражных судов на откуп Судебному департаменту при ВС РФ (ст. 44 Закона № 1-ФКЗ в ред. законопроекта № 466627-6).
Кроме того, в Законе № 1-ФКЗ может появиться собственно определение понятия «организационного обеспечения арбитражных судов», которого сейчас там нет. Президент предлагает понимать под ним «мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого отправления правосудия».
Произойдут изменения и в кадровом составе арбитражных судов. Сейчас организационным обеспечением деятельности конкретного суда занимается его администратор — руководитель аппарата суда. В соответствии с законопроектом эти функции должен будет осуществлять председатель соответствующего суда, а должность администратора арбитражного суда в законопроекте вообще не упоминается (п. 2 ст. 45 Закона № 1-ФКЗ в ред. законопроекта № 466627-6). Положения об аппарате арбитражного суда должен будет утвердить Судебный департамент при объединенном ВС РФ.
Размер расходов на содержание арбитражных судов будет устанавливаться Верховным судов РФ с учетом мнения Судебного департамента при нем. Сейчас этот вопрос решает ВАС РФ с учетом мнения Совета председателей арбитражных судов (п. 3 ст. 46 Закона № 1-ФКЗ в ред. законопроекта № 466627-6).
Решения арбитражных судов пересмотрят судьи общей юрисдикции
В статье 2 законопроекта № 466627-6 содержится важное положение о том, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом объединенного ВС РФ. Отметим, однако, что разъяснения по вопросам судебной практики содержатся не только в постановлениях Пленума ВАС РФ, но и в информационных письмах Президиума ВАС РФ, которых на сегодняшний день имеется более двух сотен. Как быть с этими разъяснениями, в президентском законопроекте не сказано.
При этом даже после ликвидации ВАС РФ в мотивировочной части судебных решений арбитражных судов могут содержаться ссылки и на постановления Пленума, и на постановления Президиума ВАС РФ, но только при условии, что эти акты сохранили силу (по сути, не отменены объединенным ВС РФ) (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в ред. законопроекта № 466670-6 ).
Также продолжат свое существование «дополнительные» судебные коллегии, созданные в арбитражных судах (до принятия соответствующих решений Пленума объединенного ВС РФ), постоянные судебные присутствия (до принятия соответствующих федеральных законов) и регламенты арбитражных судов, утвержденные Пленумом ВАС РФ (до принятия Судебным департаментом при ВС РФ решений по организации работы арбитражных судов и их утверждения Пленумом ВС РФ) (ст. 3 законопроекта № 466627-6).
Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), будет пересматривать объединенный Верховный суд РФ, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах (п. 4.1 ст. 30.13 Закона № 1-ФКЗ в ред. законопроекта № 466627-6).
Законопроекты № 466637-6, 466627-6 и 466670-6 после их принятия должны вступить в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Исключение составят нормы, касающиеся организационного обеспечения деятельности арбитражных судов — на их вступление в силу отведено только 60 дней (ст. 4 законопроекта № 466627-6).
Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не рассмотренные на день вступления в силу поправок в АПК РФ, предусмотренных законопроектом № 466670-6, будут рассматриваться судами, принявшими такие дела к производству в соответствии с правилами, действовавшими на день принятия к производству.
Дела, которые не успеет рассмотреть ВАС РФ ко дню его упразднения, будут переданы на рассмотрение в объединенный Верховный суд РФ.
Жалобы на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, которые обжаловались в Федеральных арбитражных судах округов, а также на постановления или определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы), после вступления в силу новой редакции АПК РФ необходимо будет подавать в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (ч. 3 ст. 2 законопроекта № 466670-6).
Заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора, которые на день вступления в силу новой редакции АПК РФ поступят в ВАС РФ, но еще не в Президиум, отправятся в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для рассмотрения в кассации. Если же определение о передаче в Президиум ВАС РФ вынести успеют, то такие дела поступят в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора.
к сведению
В тот же день, когда в Госдуму были внесены четыре рассмотренных законопроекта, Президент РФ утвердил и состав членов Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации (по данным сайта www.kremlin.ru).
Требования к составу данных комиссий установлены ст. 2, 6 Федерального закона от 05.02.2014 № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“». Специальная квалификационная коллегия состоит из 27 членов, из которых трое не судьи (представители от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов). Ими стали начальник Управления Президента по вопросам государственной службы и кадров Антон Федоров, член Общественной палаты РФ Ирина Котелевская и член правления общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Владислав Туманов.
Специальная экзаменационная комиссия формируется в составе 11 членов, из которых трое избираются общероссийскими общественными объединениями юристов, а восемь являются судьями и избираются советами судей субъектов из числа членов этих советов. «Выдвиженцами» от объединений юристов стали представители общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Игорь Редькин (заместитель председателя правления), Эдуард Ренов (член президиума) и Вениамин Яковлев (сопредседатель).
Что касается судей арбитражных судов, то и в специальной квалификационной, и специальной экзаменационной комиссии их оказалось по одному человеку (заместитель председателя Арбитражного суда Республики Марий Эл и председатель Арбитражного суда Еврейской автономной области соответственно).