Компании, попавшие под санкции, получили право ограничивать доступ к своей отчетности

| статьи | печать

Правительство РФ утвердило порядок ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и постановление об определении случаев, в которых доступ к такой информации может быть ограничен. Вместе с постановлениями утверждены и правила ограничения (возобновления) доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и правила формирования перечня лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными государствами.

С 1 января 2023 г. вступят в силу сразу два постановления Правительства РФ:

  • от 16.09.2022 № 1624 «О порядке ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации», которым в соответствии с ч. 9 ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определен круг лиц, доступ к отчетности которых в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) может быть ограничен. Также этим постановлением утверждены правила ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — Постановление № 1624);
  • от 16.09.2022 № 1625 «Об определении случаев, в которых доступ к информации (сведениям), содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности и Едином государственном реестре юридических лиц, может быть ограничен, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 729 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым определены случаи, когда возможно ограничение доступа к информации в ГИРБО и ЕГРЮЛ.

Порядок ограничения доступа к информации

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен в отношении тех компаний, которые будут включены в закрытый, не подлежащий опубликованию перечень лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными государствами. А именно, доступ может быть ограничен:

  • в случаях, если организация включена в:
    • сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
    • перечень стратегических предприятий и организаций;
    • перечень резидентов, предусмотренный Законом о валютном регулировании и валютном контроле;
    • перечень лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными государствами;
  • в случаях, если решение об ограничении доступа принято Правительством РФ в отношении иных организаций;
  • в случаях, если решение об ограничении доступа принято ЦБ РФ в отношении организаций, представляющих последнему отчетность.

Принимать решение по включению и исключению лиц из перечня будет Минфин России.

Ограничение (возобновление) доступа к информации будет осуществляться на основании соответствующего заявления.

Что нужно указать в заявлении

В своем заявлении организация, включенная в список, должна будет указать:

  • наименование, ОГРН, ИНН организации;
  • основание для ограничения доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе (в соответствии с п. 1 Постановления № 1624);
  • отчетный период (периоды), за который (которые) доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, должен быть ограничен (возобновлен), либо отчетный период, начиная с которого должен быть ограничен (возобновлен) доступ к информации.

Заявление должно быть подписано лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации. Оно подается в налоговый орган в виде электронного документа по форме, в формате и в порядке, которые в скором времени утвердит ФНС России.

Формат и порядок представления заявления уже есть в проекте

ФНС России уже подготовила проект соответствующего приказа, который разместила на портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 01/02/09-22/00131648).

В проекте есть форма заявления, формат, в котором оно должно быть подано, а также порядок его представления.

В частности, предусмотрено, что заявление должно быть представлено в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-организации, как уже было сказано выше, в электронном формате. Подать его можно будет через официальный сайт ФНС России или через оператора электронного документооборота, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота.

В проекте Порядка представления заявления об ограничении (возобновлении) доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, установлено, что при указании отчетных периодов, к которым организация закрывает доступ, не допускается указание прошлых отчетных периодов.

Приказ должен будет вступить в силу одновременно с постановлениями Правительства РФ № 1624 и № 1625, то есть с 1 января 2023 г., а значит, компании, входящие в список, смогут закрыть доступ к своей отчетности начиная с отчетности по итогам 2022 г.

На сегодняшний день существует общедоступная база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций, при анализе которой можно получить информацию о текущем финансовом состоянии компании. Обязательный экземпляр отчетности юридические лица предоставляют в ФНС России, которая полученные сведения передает в базу данных.

Сведения, содержащиеся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, чаще всего используют для того, чтобы определить финансовое состояние компании-контрагента, оценить риски взаимодействия с такой компанией, а также документально подтвердить соблюдение принципа должной осмотрительности при заключении сделки в том случае, если у налогового органа возникнут соответствующие претензии. Достаточная степень открытости сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой важную гарантию для возможности ведения стабильной деятельности в условиях турбулентности экономических процессов. Введенное постановлениями правительства регулирование может значительным образом сказаться не только на возможности проверки своего контрагента, но и при доказывании налоговому органу соблюдения принципа должной осмотрительности.

К определенным плюсам следует отнести то обстоятельство, что доступ к сведениям может быть ограничен тем лицам, в отношении которых могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными государствами. В данном случае иностранные государства не смогут использовать находящуюся в открытом доступе информации для нанесения еще большего экономического ущерба таким компаниям.

Комментарий эксперта

На сегодняшний день существует общедоступная база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций, при анализе которой можно получить информацию о текущем финансовом состоянии компании. Обязательный экземпляр отчетности юридические лица предоставляют в ФНС России, которая полученные сведения передает в базу данных.

Сведения, содержащиеся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, чаще всего используют для того, чтобы определить финансовое состояние компании-контрагента, оценить риски взаимодействия с такой компанией, а также документально подтвердить соблюдение принципа должной осмотрительности при заключении сделки в том случае, если у налогового органа возникнут соответствующие претензии. Достаточная степень открытости сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой важную гарантию для возможности ведения стабильной деятельности в условиях турбулентности экономических процессов. Введенное постановлениями правительства регулирование может значительным образом сказаться не только на возможности проверки своего контрагента, но и при доказывании налоговому органу соблюдения принципа должной осмотрительности.

К определенным плюсам следует отнести то обстоятельство, что доступ к сведениям может быть ограничен тем лицам, в отношении которых могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными государствами. В данном случае иностранные государства не смогут использовать находящуюся в открытом доступе информации для нанесения еще большего экономического ущерба таким компаниям.